На днях было объявлено, что наше правительство выделит 20 миллиардов сумов на обеспечение продовольствием и необходимыми медикаментами 120 тысяч социально уязвимых семей в течение 20 дней усиленных карантинных мер. Это означает, что каждая семья получит 166 667 сумов. Такая сумма безвозмездной поддержки не вписывается даже в рамки прожиточного минимума, озвученного в конце прошлого года председателем Народно-демократической партии Узбекистана Улугбеком Иноятовым (семью из пяти человек можно прокормить на 2,5 млн сумов в месяц).
В условиях глобальной пандемии недостаток финансовых средств является вполне естестевенным явлением. Однако подумали ли наши чиновники о том, как трудно прожить уявзимым семьям на 166 667 сумов в течение недели, не говоря уже о двадцати днях? Возникает другой вопрос, почему именно 120 тысяч семей? Откуда они взяли такие цифры? Если посмотреть на официальную статистику, то по состоянию на январь 2019 в Узбекистане было зарегистрировано 709 844 людей с инвалидностью. Если посмотреть на показатели, связанные с неблагополучностью семей, то цифры по одиноким матерям и детям, нуждающимся в социальной защите, превратят опубликованную цифру в 120 тысяч семей в бессмыслицу.
Каковы критерии уязвимости и кто их определяет?
Остаются неясными критерии, по которым Министерство по поддержке махалли и семьи сформировало список из 101980 самых уязвимых граждан в разрезе регионов. В начале недели министр Рахмат Маматов сообщил, что было разработано отдельное положение по оказанию помощи нуждающимся и потерявшим доход семьям, но данное положение не было опубликовано и остаётся недоступным для общественности. Было отмечено, что при составлении списков будут учитываться ряд факторов включая одиноких пожилых, семьи с инвалидами, потерявших кормильца, с тяжелобольными, многодетные семьи и т.д.
К сожалению, в процесс составления подобных списков не включаются негосударственные некоммерческие организации (ННО), в частности, организации людей с инвалидностью и волонтёрские группы, что в свою очередь приводит к снижению общественного контроля за деятельностью Министерства и хокимиятов на местах. Невовлеченность профильных ННО других институтов гражданского общества в качестве социальных партнеров значительно снижает эффективность работы единого Центра координации спонсорской деятельности (ЦКСД) при Министерстве по поддержке махалли и семьи.
Могут ли все дозвониться на горячую линию?
Рахмат Маматов предлагает гражданам, не попавшим в списки отобранных 120 тысяч самых уязвимых семей, звонить на единый номер колл-центра ЦКСД 1197 и сообщать о своих потребностях и нуждах. Однако, одновременный наплыв тысяч звонков снова создает трудности для действительно уязвимых семей, чтобы они смогли дозвониться и своевременно получить необходимую поддержку. Остро встаёт проблема фильтрации звонков, а оперативный учёт материального положения заявителей станет невозможным из-за ограниченности времени и кадров.
Ещё одна проблема горячей линии 1197 заключается в том, что она остаётся недоступной для граждан с инвалидностью по слуху. В 2019 год в Узбекистане было официально зарегистрировано более 21600 глухих и слабослышащих людей. Как они смогут дозвониться до Центра координации спонсорской деятельности? Более того, одинокие пожилые люди не могут ждать длительное время в ожидании своей очереди и им сложно разбираться с функцией выбора меню во время звонка.
Будут ли фонды прозрачными и подотчётными гражданам?
Принцип «сверху-вниз» для распределения благотворительных средств путем централизации распределения помощи в виде единого Центра координации спонсорской деятельности, а также единой горячей линии экстренной помощи значительно увеличивает транзакционные издержки по тщательному рассмотрению каждой заявки. Отсутствие прозрачных критериев и единой и обновляемой базы данных о социально уязвимых семьях делает данную работу еще сложнее. Более того, стандартный набор продуктов питания и «шаблонный» подход к распределению помощи доказал свою несостоятельность потому, что у нуждающихся семей разные и уникальные потребности.
По причине отсутствия прозрачности и подотчетности таких государственных фондов, как «Доброта и поддержка» были уже зафиксированы несколько случаев нарушений и преступлений, связанных с незаконным присвоением пожертвований. В мае заместитель хокима Аккурганского района по вопросам поддержки махалли и семьи незаконно присвоил благотворительные средства из фонда «Махалла» и фонда «Саховат ва кумак». Другое журналистское расследование выявило, что государственный благотворительный фонд «Саховат ва кумак» закупал продукты по завышенным ценам, а сам фонд пополнялся посредством «добровольных» вычетов из заработной платы бюджетников.
Как обеспечить эффективность оказания помощи самым уязвимым?
Для предотвращения вышеупомянутых негативных последствий и эффективной организации деятельности по поддержке социально уязвимых семей необходимо наладить сотрудничество с различными неправительственными организациями, включая общественные объединения людей с инвалидностью путем укрепления социального партнерства. В то время, когда у нас до сих пор не создан единый государственный орган по социальной защите населения, невозможно осуществить эффективное и адресное распределение безвозмездной помощи без активного участия гражданского общества.
Население, нуждающееся в социальной защите, можно было бы поддержать и без составления списков со стороным Министерства по поддержке махалли и семьи. Уже сущесвует реестр детей и взрослых с инвалидностью, зарегистрированных в органах ВКК и ВТЭК, которым можно было бы выплатить дополнительное одноразовое пособие по инвалидности приравненное к ежемесячному размеру пособия по инвалидности с детства в 466 680 сумов.
Учитывая сложности и длительность процесса регистрации малообеспеченных семей в махаллинских комитетах, необходимо тажке оказать материальную помощь родителям-одиночкам с несовершеннолетними детьми, которые не смогли зарегистрироваться в качестве получателей пособий семьям с детьми, пособий по уходу за ребенком и материальной помощи.
Не составляя никакого списка, необходимо совершить одноразовую оплату пособий, приравненную к ежемесячной пенсии людей с инвалидностью, тем семьям, в которых есть зарегистрированные лица с инвалидностью и всем матерям одиночкам, у которых имеются несовершеннолетние дети. Расходы на дополнительные социальные пособия и материальную помощь уязвимым семьям можно было бы покрыть за счет средств Антикризисного фонда, фондов «Махалла», «Доброта и поддержка» и «Саховат ва кумак», а также других незапрещенных законодательством источников.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.