«Я недавно устроилась на работу в одну компанию. И узнала, что меня все недолюбливают из-за моей национальности, ведь я – татарка. Они мне по сей день говорят: «Татар бор жойда хатар бор» (с узбекского «Где татары, там проблемы»). Вначале даже руководство не хотело брать меня на работу именно из-за этой поговорки, якобы я подведу. Это очень плохо повлияло на меня морально. Я стесняюсь говорить о своей нации. Когда меня спрашивают про это, я ухожу от ответа как могу».
Среди людей 50+ немало активных, целеустремленных профессионалов, которые могут дать фору молодым. Но шанса проявить себя они часто не получают.
«Я окончила Финансовый институт, затем магистратуру Университета мировой экономики и дипломатии. Всегда хотела работать в банке и успешно проходила первый этап – тесты. На собеседованиях я тоже хорошо отвечала. Но в конце, когда узнавали о моем здоровье, а у меня II группа инвалидности с детства, мне вежливо отказывали. Говорили: «Сначала вылечитесь, потом приходите работать». Но у меня неизлечимая болезнь с детства!
Работодатель руководствуется личными представлениями о «правильном» облике сотрудника, не задумываясь, насколько это профессионально и этично. В итоге бизнес лишается перспективных кадров, а люди – возможности работать по призванию.
«А вы замужем?» Говорю: «А разве это имеет значение?» На что она отвечает, что имеет большое значение, вдруг я потом забеременею, и ей придется снова искать человека. Я развернулась и ушла».
«Место женщины – на кухне» до сих пор звучит из уст некоторых людей, убежденных в правоте своих «традиционных», в их понимании, взглядов.