Излаш
RUUZ

Как работают сотрудники благоустройства и что не так с их зарплатами и условиями труда

Корреспондент UzNews.uz выяснила, чем живут и о чем мечтают сотрудники службы благоустройства.

3913views9replies
-2

Георгий Намазов / UzNews.uz

Январский полдень. Холод по-прежнему не оставляет Ташкент. У сотрудников благоустройства города работа идет полным ходом. Нафиса с несколькими женщинами из бригады вовсю подметают улицы и убирают мусор, одновременно весело беседуя друг с другом. 
Нафисе 44 года. Работает она в этой сфере уже 9 лет, и ни разу за все годы не пожалела о своем выборе. Каждый день женщина встает в 4 утра, готовит завтрак для своей семьи, пока те спят, а потом бежит на работу. Живет она в городе Чиназе Ташкентской области. 

– Работа начинается в 8 утра. Мы берем с собой инструменты и отправляемся на служебном автобусе на отведенные участки, и так до четырех вечера улыбаемся и пашем, – смеется Нафиса. 

Женщина говорит: «Идет стаж – я довольна». Когда я спрашиваю про ее зарплату, Нафиса уверяет, что платят хорошо и почти на все хватает. 
– Я получаю 1,8 млн сумов. Но каждые три месяца зарплата растет, что очень мотивирует меня. Недавно вышла новость о повышении зарплат на 7%, надеюсь, что теперь буду получать около 2 млн сумов. Для кого-то это мало, но я считаю, что чем больше денег получаешь, тем выше и расходы, – говорит сотрудница благоустройства. 
Несмотря на то, что Нафиса занимается любимым делом, без минусов в ее работе не обойтись. За 9 лет она прошла через многое. 
Георгий Намазов / UzNews.uz
Георгий Намазов / UzNews.uz
 – Особенно тяжело трудиться в морозы. За все эти годы уже не припомнить, сколько раз я переболела пневмонией, не говоря уже о проблемах с суставами. Так как мы большую часть дня проводим на ногах, я заработала себе артроз коленных суставов. Были дни, когда я еле добиралась до дома, вопила от боли. Но на отдых и полноценное лечение времени нет – зарабатывать надо.

У меня двое детей-подростков, живем мы втроем. Каждый раз, когда мне хочется сдаться и все бросить, я смотрю на них и напоминаю себе, что должна быть сильной ради них и обеспечить им хорошее будущее, – рассказывает Нафиса. 

А для 50-летней Зилолы, которая с детства мечтала о счастливом будущем, жизнь приготовила свои планы. Вот уже 25 лет она работает в службе благоустройства города. Однако в детстве Зилола была уверена, что когда вырастет, станет врачом. Родом она из Казахстана. В 17 лет ее выдали замуж, и они с мужем переехали в Ташкент. Из-за финансовых проблем в семье девушка устроилась на эту работу. 
Георгий Намазов / UzNews.uz
Георгий Намазов / UzNews.uz
– Начинала я с уборщицы в семейной поликлинике, ­– рассказывает женщина. – Но мне морально было очень тяжело. Каждый день наблюдать за докторами в белоснежных халатах казалось настоящим испытанием, ведь это была когда-то моя мечта. Но мои родители были против моего образования и выдали меня насильно замуж, я даже не додумалась возразить им. После стольких лет меня до сих пор не покидает чувство сожаления, что я не боролась за себя, не достигла цели.
Со временем Зилола полюбила эту работу и привыкла к ней. Особенно воодушевляют теплые слова прохожих. Ведь многие люди к ним относятся хорошо и уважительно. Иногда угощают разными вкусностями, приглашают домой на чашку чая. Бывает, кто-то останавливается и благодарит сотрудников за полезную работу, уверяя, что именно благодаря им улицы Ташкента чистые и ухоженные. 
– Некоторым людям не нравится, когда мы работаем возле их домов. Недавно мужчина начал кричать на нас в одной махалле, где мы подметали. Покрыл матом за то, что наши инструменты и вещи, оказывается, ему заслоняли дорогу. Когда мы метем улицы, к нам могут подойти продавцы магазинов и потребовать выбросить их мусор. Чаще всего они кидают отходы там, где уже убрано. Если как-то возразишь, то они сразу начинают кричать: «Это ваша работа. Вы зарплату получаете за это!» В такие моменты становится очень обидно и досадно, – с легкой дрожью в голосе рассказывает Зилола. 
Георгий Намазов / UzNews.uz
Георгий Намазов / UzNews.uz
Но, несмотря на все сложности, Зилола не теряет надежды на более светлое будущее. Сейчас она живет в общежитии, а ее самая большая мечта – купить квартиру. 
­– Разумеется, с зарплатой 2 млн сумов маловероятно, что я в скором времени куплю жилье. Но всегда стараюсь быть на позитиве и верю в лучшее, – признается женщина. 
Неподалеку от бригады Зилолы трудится 34-летний Одил. Он здесь всего три года, но уже собирается уволиться, так как зарплата не покрывает даже базовые расходы. 

– Я получаю 1,7 млн сумов, и половина этих денег уходит только на дорогу, ведь я каждый день езжу из области, ­– говорит Одил. – В итоге остается около 800–900 тысяч. А у меня жена, двое маленьких детей. Скажите, на что хватит этих денег? 

По его словам, в других районах платят больше – около 2,5 млн сумов, а им никак не увеличивают зарплату. Остальным даже дают на праздники бонусы по 400–500 тысяч. А когда работники идут с вопросами к начальству, те просто пожимают плечами: «Ну, так получилось, не наша вина!»
– Никогда не забуду, как однажды мы целый день в дождь сажали цветы вдоль дорог. Их было очень много, несколько тысяч. К концу рабочего дня все еле стояли на ногах, но в тот день нам дали зарплату. Я позвонил жене, та, естественно, обрадовалась. Заказала продукты для дома и лекарства для новорожденного, которые надо было купить. Но я забыл про свои долги, которые должен был закрыть. Раздав их в тот же день, в кармане у меня осталось всего 200 тысяч. Лекарства в аптеке обошлись в 100 тысяч. Продукты я так и не купил, осталось немного денег на дорогу. А дети и жена подбежали ко мне радостные, когда зашел в дом. Смотрят на руки, а я ни с чем. Жена поняла, в чем дело, и ничего не сказала, повела себя как ни в чем не бывало. За что я ей очень благодарен. Я хоть и мужчина, признаюсь, плакал всю ночь. Так было досадно, что не могу на зарплату купить элементарные продукты для дома и сладости для детишек. И поэтому решил, хоть я и люблю свою работу, но все равно уеду отсюда с семьей и начну новую жизнь, – рассказывает Одил.
Георгий Намазов / UzNews.uz
Георгий Намазов / UzNews.uz
Никак не решается уволиться и 37-летний Абдусаттор. Он очень сильно привязан к своей работе и любит ее, несмотря на низкую зарплату. Каждый день он приезжает из Юкоричирчикского района Ташобласти в Ташкент. Благо, три года назад им выделили специальный автобус для сотрудников. Учитывая, что работа начинается в 08:00 утра, просыпается он в 04:00. 

– Мы работаем с 08:00 до 16:00, опаздывать нам нельзя даже на минуту, нужно быть на месте ровно в восемь утра. При этом отпускают нас в 16:00 очень редко, хотя по правилам должны. Мы иногда задерживаемся до восьми вечера, – отмечает Абдусаттор. 

Мужчина ни на что не жалуется, так как занимается любимым делом. Чаще всего он ухаживает за цветами, стрижет газоны. Любое задание он выполняет беспрекословно. 
Когда я спрашиваю, доволен ли он своей зарплатой, сотрудник усмехается и говорит: «А какая разница, все равно ведь не поднимут». Абдусаттор утверждает, что зарплата сотрудников службы благоустройства должна быть как минимум 10 млн сумов, так как это огромный труд. 
– Был один случай. На улице стоял суровый мороз. В Ташкенте ждали иностранную делегацию. Нам поручили высаживать газон. И мы до четырех утра укладывали его по всему городу. Мы замерзали от холода. Не могли ни поспать, ни согреться. А другого выхода не было, если возразишь, уволят. Мы так всю ночь работали без отдыха. За это нам ничего не заплатили, – рассказывает работник. 
Георгий Намазов / UzNews.uz
Георгий Намазов / UzNews.uz
Абдусаттор говорит, что начальство обращается с ними высокомерно и пренебрежительно.
– Они постоянно нас обвиняют во всем, ­– возмущается мужчина. – В бригаде есть люди, употребляющие алкоголь. А начальник и нас ругает, хотя сам я никогда не пил и не пью. Вот даже сейчас бригадир мне звонит и спрашивает, где мы. Я отвечаю, что работаем возле метро, а он утверждает, что мы выпившие. Говорю, чтобы приехал и проверил сам, а тот бросает трубку. Ведь это очень некрасиво и несправедливо с его стороны. После стольких лет работы нам недавно поставили контейнеры, где мы можем переодеваться. А роста зарплаты с большой вероятностью ждать мы будем еще долго. Начальство набивает свои карманы, а до нас, простых рабочих, им дела нет.
Спрашиваю его напоследок, жалеет ли он о чем-то в своей жизни, и если бы была возможность, что бы он изменил в прошлом? Мужчина около трех минут молчит и смотрит в одну точку, а потом сдавленным голосом говорит: «Нет». Однако слезы на его глазах и грустная улыбка, пожалуй, говорят об обратном.
3913views9replies
-2

Изоҳлар