Излаш
RUUZ

Как понять, что с ребенком жестоко обращаются в детском саду?

В соцсетях все чаще распространяются кадры жестокого избиения детей воспитателями детских садов. Рассказываем, можно ли распознать, что ребенок подвергается насилию и психологическому давлению, куда обращаться за помощью в таких случаях и как привлечь к ответственности администрацию детского сада.

2588views3replies
2

Хабибулло Муйдинов / UzNews.uz

4-летняя дочь Фариды Абдуллаевой подвергалась физическому насилию в одном из детских садов на окраине Ташкента. По словам женщины, дочь каждый день сильно плакала и капризничала, просила не оставлять ее в садике. Хотя раньше таких случаев не было, девочке там очень даже нравилось. Как оказалось, на смену предыдущей воспитательнице пришла новенькая. 
– В первый раз я увидела ее, когда решила сама отвести ребенка в садик вместо мужа. Она поздоровалась, представилась. Была очень милой и вежливой, – рассказывает мать девочки. 
Однажды, забирая свою дочку из детского сада, Фарида заметила, что ребенок хромает. 
– Я, естественно, начала ее осматривать и расспрашивать, что случилось, – говорит Фарида. – Дочь сказала, что просто упала. Но тут подходит маленький мальчик и говорит, что ее Гуля-апа (воспитательница) толкнула, и она упала на колени. Я сразу же пошла разбираться с воспитательницей. Она была напряжена, начала утверждать, что девочка упала сама, мол, она просто не уследила. Но я чувствовала, что здесь что-то не так, дети ведь никогда не врут. 
Позвав заведующую детским садом, мать девочки потребовала выяснить, что произошло с ее дочерью. На колене у девочки «красовался» огромный синяк, она прихрамывала. Так как камер в детском саду не было и доказать что-то было сложно, директору пришлось отдельно поговорить с воспитательницей. 

– Я просто тряслась от злости, чувствовала, что она врет и оправдывается, – возмущается мать. – Оказалось, воспитательница в итоге сама призналась, что толкнула ребенка, и даже два-три раза шлепнула девочку по губам.

Якобы, она во время тихого часа не спала и постоянно в качестве предлога просилась в туалет. Позже выяснилось, что подобное неоднократно происходило и с другими детьми. Вот почему моя девочка так не хотела ходить в садик. Когда все прояснилось, я впала в ярость. Какое она имеет право поднимать руку на чужого ребенка? 
Хабибулло Муйдинов / UzNews.uz
Хабибулло Муйдинов / UzNews.uz
По словам Фариды, воспитательница плакала и умоляла ее не обращаться в правоохранительные органы, мол, у нее тяжелая жизнь. В итоге после долгих уговоров она отделалась лишь увольнением из учреждения. 
Похожую историю о жестоком обращении с ребенком в детском саду рассказала жительница Алмазарского района Ташкента Махбуба Бурлиева. 

– Все началось с того, что мой 3-летний сын стал зашуганным, – говорит мать. – Когда он ронял что-то или не доедал обед, сразу начинал извиняться и просил его не обижать. Хотя я сына никогда не била и не бью. 

Также женщина заметила, что ребенок просил не оставлять его одного в комнате.
– Однажды сын уснул во время просмотра фильма, – рассказывает Махбуба. – Мне позвонили, и я вышла из комнаты. Примерно через 15 минут слышу из кухни, как сын кричит. Быстро подбегаю, а он рыдает взахлеб и говорит: «Я подумал, что ты меня закрыла в комнате!» Когда я спросила, с чего он это взял, сын недолго думая, сказал, что воспитательница постоянно закрывает его в комнате.
Махбуба на следующий же день пошла в детский сад и потребовала показать ей записи с камер видеонаблюдения. Она нашла момент, где воспитательница тащит ее сына на руках в какую-то комнату, ребенок плачет, она с силой бьет его по ягодицам пару раз. Когда тот не умолкает, воспитательница трясет и бьет его по голове. Далее она почти кидает мальчика в какую-то комнату и закрывает на ключ. Ребенок там сидит в одиночестве почти два часа. Позже она возвращается и отводит его в общую группу.            

– Когда она заводит его в комнату, ребенок бросается обнимать ее ноги, прося не оставлять его там. Но она его толкает туда, закрывает дверь и уходит, – рассказывает Махбуба.

Ребенка в итоге забрали из детского сада, женщину уволили, но по просьбе директора родители опять-таки не обратились в правоохранительные органы.
Семейный психолог Гульсанам Каримова считает, что люди сейчас довольно изобретательны в плане жестокости, дети защитить себя сами не могут, поэтому именно они чаще всего и подвергаются насилию. По словам специалиста, есть определенные признаки, по которым можно понять, что с ребенком что-то не так. 
Как выявить жестокое обращение
– Родители же видят, каким ребенок был до похода в детский сад и каким он стал после, – утверждает психолог. – Естественно, существует адаптационный период для ребенка. В любом случае он длится 3–6 месяцев. Однако после этого периода происходит плавный переход ребенка к жизни в детскому саду. Есть определенные правила в таких случаях. Поначалу надо оставлять ребенка в садике до обеда, чтобы он не переживал и не чувствовал себя покинутым.
По ее словам, если нет каких-либо причин для детской тревоги, тоски или печали, то он приспосабливается достаточно быстро. То есть он с радостью встречает родителей, бежит к ним, когда они приходят его забирать. Если с утра он немного капризничает, не хочет идти в садик – это нормально.
Другое дело, ребенок сильно встревожен и переживает, когда его отводят в сад или забирают оттуда. Бывает, у него начинаются какие-то поведенческие изменения, страхи и капризы. Иногда он просто закрывается в себе, может вздрагивать от каждого шороха, грызть ногти, трясти ножками либо заикаться. Повышенный тон может привести к вздрагиваниям тела и дрожи. 
– Иногда же, наоборот, в процессе игры что-то проявляется, – говорит психолог. – Дети 2–4 лет, у которых не до конца сформирована речь, через игру могут все изложить. Они так же жестоко обращаются с игрушками, наказывают их, отрывают им ручки и ножки, кричат, используя какие-то ругательные слова и фразы.

У детей есть одно свойство. Они часто зеркалят поведение окружающих, копируют их действия и слова. В принципе, если родители внимательные, то по поведению их ребенка можно понять, что в садике происходит что-то не то. 

В детском саду происходит два вида насилия: физическое и психологическое. Также может быть пренебрежение потребностями детей со стороны воспитателей. 
Как отмечает Гульсанам Каримова, дети дошкольного возраста зачастую не могут полностью различать: что плохо, а что хорошо. Редко, когда дети сами приходят и рассказывают родителям о том, что с ними плохо обращаются. 
– Иногда бывает такое, что воспитательница может потребовать от ребенка молчать о случившемся, иначе произойдет что-то плохое. И, как правило, они слушаются и молчат об этом, – рассказывает психолог. 
Хабибулло Муйдинов / UzNews.uz
Хабибулло Муйдинов / UzNews.uz
Родителям стоит насторожиться, если их ребенок раньше был жизнерадостным и спокойным, а теперь стал капризным и устраивает истерики. Или, наоборот, ничего не рассказывает, если задаешь ему какие-то вопросы. То есть это некий сигнал, что у него стресс и тревога. Взрослым стоит чаще интересоваться жизнью ребенка в детском саду, задавать ему вопросы, просить рассказать, как прошел его день, во что они играли, есть ли у него друзья. 
– Родителям следует внушать детям, что они всегда будут их поддерживать и защищать. Желательно говорить это до того, как ребенка отдадут в детский сад, – подчеркивает Гульсанам Каримова. 
Травматичный опыт переживают не только жертвы насилия, но и вся остальная группа. Они невольно становятся свидетелями: дети видят сцены жестокого обращения с их друзьями, и им тоже становится страшно. 

– Ребенок пугается, даже если насилие происходит не с ним, а с его одногруппниками, все равно от этого остается след. Дети также могут стать более закрытыми, пугливыми, ни спать, ни есть и вообще отказываться идти в детский сад, – объясняет специалист. 

Если не принимать какие-то меры, то это, естественно, будет отражаться на психическом состоянии ребенка. 
– Как я уже сказала ранее, есть два вида проявления эмоций, – говорит психолог. – Первое, когда ребенок становится замкнутым, рассеянным, даже депрессивным. Второе, когда он, наоборот, агрессирует, пытается привлечь внимание, начинает применять тот негативный опыт, который он получает в детском саду. По принципу: меня обижают, и я буду обижать других. В дальнейшем эта травма отражается на самооценке и уверенности ребенка. Также эти дети часто не хотят находиться среди большой группы людей. Или же они боятся идти в школу в первый раз, так как страшно и тревожно снова пережить этот опыт, к примеру, терпеть жестокое обращение теперь со стороны учителей. 
Если родитель всего лишь подозревает, что его ребенка избивает воспитатель в детском саду, то для начала нужно действовать осторожно. Во многих детских садах есть камеры наблюдения, всегда можно подойти и попросить просмотреть записи. По словам Гульсанам Каримовой, это уже некая информационная работа для родителей. Они должны обращать внимание на детей, интересоваться ими больше, чтобы потом не ходить по специалистам. Потому что в лучшем случае это будет психолог, а в худшем – психиатр, так как неизвестно, какую травму получил ребенок. 
– Можно подойти к подозреваемой воспитательнице и спросить, как дела у ребенка, но, естественно, сама она никогда ничего не скажет, – отмечает психолог Гульсанам Каримова.

– Нужно действовать осторожно, желательно через директора учреждения. Попросить его понаблюдать за тем, что происходит в группе. Однако во многих частных садах почти нет доступа родителей к учреждению. Но для них записи с камер почти всегда предоставляют.

По ее мнению, в таких случаях важно сделать ситуацию видимой, должна быть система оповещения. 
– Проблема в том, что некоторые люди не выбирают профессию по велению души, – утверждает специалист. Они получают наиболее доступное образование, не задумываясь, что им придется постоянно работать с детьми, использовать методы позитивной дисциплины, чтобы не травмировать ребенка. К сожалению, у нас этому не особо обучают. Вся проблема заключается в неумении обращаться с ребенком, искать к нему подход. И соответственно, это незнание приводит к агрессии и суровому обращению со стороны воспитателя, потому что в страхе ребенка держать легче. Я считаю, это сфера, где заведомо нужно управлять своими эмоциями и подавлять некоторые из них. 
По ее словам, в детских садах психологам следует проводить беседы и работать не только с детьми, но и с воспитателями. Научить их контролировать свой гнев и агрессию. 
Как поступить с юридической точки зрения 
– Когда ребенок жалуется на плохое отношение к себе, в первую очередь следует обратиться в администрацию детского сада, – считает юрист Мадина Ташова.  В случае пренебрежения со стороны администрации или ответа, который не удовлетворит родителя, есть возможность подать отдельные жалобы в правоохранительные органы. 
При обращении в органы внутренних дел родители могут составить заявление. В нем следует указать ФИО, контактные данные родителей и других лиц, связанных с делом, информацию об образовательном учреждении, а также подробно описать, что именно и когда произошло между ребенком и воспитателем. При наличии свидетелей указать их имена, а также предоставить доказательства, если они имеются (фото, видео, аудиозаписи, информацию об одежде ребенка).

Как утверждает юрист, в законодательстве нет отдельного наказания для воспитателей или учителей за суровое обращение к воспитанникам детского сада. 

– Все воспитатели и учителя работают по трудовому договору, соответственно у них есть обязательства, они должны их придерживаться, – отмечает Мадина Ташова. – В статье 52 Кодекса об административной ответственности предусмотрено наказание за неосторожное причинение легкого телесного повреждения. То есть, если человек неумышленно причинил кому-то вред, ему грозит штраф в размере от 1–2 БРВ (1 БРВ – 340 000 сумов). В случае, если было причинено умышленное легкое телесное повреждение налагается штраф в размере 2–4 БРВ. 
По словам специалиста, если пострадавший не может двигаться, вставать, ходить более шести дней либо попал в больницу, то за такое действие предусмотрены санкции в размере 25–55 БРВ либо исправительные работы до одного года вплоть до лишения свободы. Данное дело будет рассматриваться в суде по уголовным делам.
– Штраф взыскивается в пользу государства. Если семья пострадавшего хочет получить от виновного компенсацию за моральный и физический ущерб, им следует обратиться в суд по гражданским делам с иском о взыскании суммы за причиненный вред. В любом случае необходимо обратиться в правоохранительные органы либо в президентский портал с официальным заявлением, – отметила юрист.
2588views3replies
2

Изоҳлар