Излаш
RUUZ

Культ сыновей: почему в Узбекистане избавляются от нерожденных девочек

С давних времен в Центральной Азии особо чтут и с трепетом ожидают появления на свет ребенка. Однако в некоторых семьях есть неизменное правило: первым должен родиться мальчик. Если этот «принцип» нарушается, то зачастую женщины рожают до тех пор, пока не дождутся сына, и даже прибегают к аборту по настоянию супруга или семьи. К сожалению, такая дискриминация по половому признаку не обошла стороной и Узбекистан.

6517views16replies
1

Хабибулло Муйдинов / UzNews.uz

Слезы, скандалы, язвительные слова ждали 36-летнюю Мохиру после очередного похода к гинекологу. У нее две дочери. Как выяснилось, она снова беременна девочкой.
Когда Мохира забеременела третьим ребенком, вся семья была уверена, что на этот раз точно будет мальчик. Муж даже подобрал имя будущему сыну. В день, когда врачи объявили пол ребенка, она не только боялась сказать мужу об этом, но и вообще не хотела идти домой. «Несмотря на все ожидания и надежды, на УЗИ определили девочку. Я чувствовала себя пристыженной, хотя и знала, что моей вины тут нет», – говорит Мохира.
Набравшись храбрости, она все же рассказала мужу. «Он был в ярости. Кричал, что я не могу родить ему наследника, заставлял сделать аборт». Когда женщина отказалась, супруг начал ей угрожать, что оставит ее одну с тремя детьми. Испугавшись развода, она согласилась избавиться от ребенка.

«Я не его виню. Я ненавижу себя за свою трусость. Я ненавижу себя из-за того, что пошла на это. Ведь я стала убийцей собственного ребенка», – признается Мохира.

Как отмечает акушер-гинеколог Камола Фазлиева, в Узбекистане проблема культа сыновей довольна актуальна. «За десять лет моей работы таких случаев было очень много! Когда у пары рождаются одни девочки и в очередной раз УЗИ подтверждает это, женщины на 12 неделе сразу бегут на аборт», – отмечает гинеколог. 
Разрешены ли селективные аборты в Узбекистане?
Селективный аборт – это практика прерывания беременности по причине предпочтения определенного пола ребенка или наличия генетических аномалий. Такой вид аборта запрещен или ограничен во многих странах.
Этому вопросу посвящена статья 18 Закона «Об охране репродуктивного здоровья граждан», где говорится, что искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, а также независимо от срока беременности, при наличии медицинских показаний, угрожающих жизни беременной. При этом медики обязуются информировать женщин о возможных негативных последствиях аборта.
Как утверждает врач Камола Фазлиева, в некоторых больницах проводить аборты запрещено, если у беременных нет веских причин: «Чтобы женщины не прерывали беременность лишь из-за пола ребенка, я часами с ними беседую и объясняю, насколько это решение неправильно». 
По ее мнению, 50 % женщин сами решаются на аборт, 40 % – под давлением мужей, 10 % – из-за остальных членов семьи.

«Чаще всего именно женщины хотят избавиться от ребенка, говорят: «Я боюсь, что муж от меня уйдет, ведь у меня не получается родить ему сына»», – говорит врач.

Однако предельно ясно, что пол ребенка зависит от хромосомы, которую передает отец. Мужчина – носитель одной из двух возможных половых хромосом – X или Y, в то время как женщина передает только X-хромосому. Если сперматозоид с X-хромосомой оплодотворяет яйцеклетку, образуется комбинация XX. В таком случае родится девочка. А если сперматозоид с Y-хромосомой оплодотворяет яйцеклетку, образуя комбинацию XY, то будет мальчик.
Хабибулло Муйдинов / UzNews.uz
Хабибулло Муйдинов / UzNews.uz
Откуда взялся культ сыновей
Все уходит глубоко в прошлое. Издревле принято считать, что мужчина – добытчик и кормилец семьи. К тому же некоторые родители больше предпочитают сыновей для продолжения рода и передачи наследства.

«Мои сыновья будут заботиться обо мне в старости, будут финансово меня содержать, в то время как дочери после замужества уйдут в семью своего мужа», – говорит Хабибулло, 41-летний житель Ташкента.

Однако сегодня подавляющее большинство женщин помогают и ухаживают за пожилыми родителями. 
Желание иметь сына в качестве первенца уже закреплено на подсознательном уровне. С детства взрослые читают ребенку сказки определенного характера, например: «Жил в давние времена падишах. И было у него сорок жен, но ни одна не родила наследника», «Жил когда-то падишах. Несметны были его богатства, нескончаемы его владения, но не было у него наследника. Из-за этого он часто грустил». 
Также, по словам Хабибулло, сыновья несут символическое значение.

«То, что у меня есть сын, – это гордость. Наличие сына делает меня более авторитетным в глазах родственников, соседей и знакомых».

Культурные стереотипы
Традиции и культурные стереотипы также влияют на то, почему рождение мальчика в семье ценится больше. К примеру, мальчиков воспитывают жестко, требуя от них силы, мужества и напористого характера. В то же время девочек воспитывают нежными и послушными домохозяйками, которые являются «хранительницами очага» и заботятся о своей семье.
19-летняя Равшана на протяжении всей своей жизни чувствовала разное отношение к ней и ее младшему брату со стороны родителей. С детства девушку приучали к уборке и домашним делам. А когда она просила брата помочь убраться, мама девушки злилась. «Тогда я сама все сделаю, иди отсюда», – говорила она.
Учебой Равшаны родители практически не интересовались, не спрашивали, чем она занимается, чем увлекается, хочет ли поступать в вуз. По ее словам, они не были против поступления, однако не оказывали никакой поддержки.

«У меня была мечта стать дизайнером, но, к сожалению, не смогла поступить в первый год. В надежде сделать хоть что-либо для своего будущего, я устроилась на работу и одновременно ходила на курсы рисования. Маме это не нравилось», – говорит Равшана.

Однажды после очередного утомительного, но очень продуктивного дня Равшана вернулась домой и решила поделиться с мамой своими достижениями на занятиях. На это мать девушки сказала, что та занимается абсолютно ненужным и бесполезным делом, ведь ей это не пригодится в будущем. И посоветовала пойти на специальные курсы для будущих «келинок», где учат ведению домашнего хозяйства. 
«Никогда не забуду ее слова. Не знаю, почему на меня это так сильно подействовало, но в тот день все мои цели и мечты будто рухнули. Ведь мне нужна была всего лишь поддержка родных», – говорит Равшана. 
Еще более обидным для нее стало поступление брата в университет, когда родители были заинтересованы в этом, давали ему наставления, хотели, чтобы он получил высшее образование.

«Он – единственный сын после трех девочек. Все-таки чувствовалось, что родители его любят больше, чем меня. Жаль, он этого не ценил: часто грубил маме, устраивал сцены, уходил из дома. А меня ругали, даже когда просто высказывала свое мнение, ведь я не должна им перечить», – рассказывает Равшана.

Хабибулло Муйдинов / UzNews.uz
Хабибулло Муйдинов / UzNews.uz
Какие обряды и традиции совершают люди, чтобы родился мальчик
В Узбекистане существует несколько своеобразных методов, которые люди совершают в надежде родить сына.
Широко распространена практика применения различных народных средств и методов, которые, по мнению людей, способствуют зачатию мальчика. То есть они могут довериться предсказаниям или астрологическим методам, чтобы определить наиболее благоприятное время для зачатия сына. 
Некоторые люди, дабы забеременеть мальчиком, просят у женщин, родивших сына, поносить их одежду. В частности, надевают их брюки или штаны. При этом они верят, что такой «обряд» действительно им поможет.

«Моя свекровь часто говорила мне кушать горячую пищу, принимать именно горячий душ. Она думала, при такой температуре шанс зачать мальчика очень высок», – рассказывает Мохира, которая долго не могла забеременеть. 

«Термальный» способ практикуют и во время празднования Навруза. После подачи сумаляка женщины спускаются прямо внутрь жаркого котла и загадывают желание забеременеть мальчиком. 
К тому же в некоторых странах существуют различные культурные традиции, связанные с выбором имени, чтобы следующий ребенок родился мальчиком. К примеру, в Узбекистане девочку могут назвать именем Угилой, что в переводе означает «мальчик-луна».
В Азербайджане, когда в семье уже есть две, три или четыре дочери, некоторые родители выбирают для них такие имена, как Йетяр, Кифаят, Гызбясти, что означает – «хватит девочек». 
В Дагестане нежеланным девочкам дают имена Улангерек («давай мальчика») и Кистаман («хватит девочек»). В Кыргызстане самые распространенные имена для девочек, после которых хотят рождения мальчика, – Жаӊыл, Бурул или Уулжан (Жаӊыл – переводится как глагол ошибись, Бурул – повернись, Уул – сын). 
Зачастую люди, пользующиеся этими способами, верят в ожидаемый результат. Может, в одном из ста случаев это и вправду срабатывает, но по случайности. Однако ясно, что предсказать пол ребенка – невозможно, а спланировать его крайне тяжело. Как утверждает акушер-гинеколог Камола Фазлиева, никакие календари или вычисления по планированию пола ребенка не дают 100 % гарантии. Единственный способ, который полностью гарантирует результат, – экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО).
Несмотря на пересиленные примеры гендерно-предубежденного отбора детей по половому признаку, наблюдается постепенный прогресс в решении этой проблемы.

«Последние несколько лет количество желающих сделать аборт из-за пола также снизилось, что связано с расширением кругозора у людей и вовлечением в эту работу родителей, общин и религиозных представителей», – говорит гинеколог.

6517views16replies
1

Изоҳлар