Излаш
RUUZ

Золото под ногами: как в Алмалыке добывают драгоценные металлы

«Кальмакыр» – один из крупнейших медных рудников в мире. А находится он всего лишь в 70 км от Ташкента, рядом с Алмалыком, где из добываемой тут руды получают медь – самую качественную в мире. Мы побывали и на руднике, и на Алмалыкском горно-металлургическом комбинате. Проследили всю производственную цепочку – как она действует сегодня.

16273views4replies
0

UzNews.uz

«Кальмакыр» – это карьер длиной 3,9 км, шириной – 1,9 км и глубиной более 500 метров. Он напоминает огромный водоворот, внутри которого циркулируют гигантские самосвалы, экскаваторы и даже поезда. Начальник производственно-технического отдела рудоуправления «Кальмакыр» Агзам Аскаров рассказал нам, что разработка месторождения началась в 1954 году. Руду стали добывать с 1959-го, и за 60 лет ее выдали на-гора 1,2 миллиарда тонн.
По соседству с рудником недавно открыли новое месторождение «Ёшлик-1». Название придумано не просто так – на нем будет работать преимущественно молодежь. По предварительным расчетам, запасы руды «Ёшлик-1» оцениваются в 5,5 млрд тонн, это еще 400 тысяч тонн катодной меди, 50 тонн золота. Через пять лет их планируют соединить в один. И тогда рудник может стать самым большим в мире.
Пока на «Ёшлике-1» ведутся подготовительные работы – его очищают от пустой породы и так далее. Мы отправились на «Кальмакыр». Он разделен на три карьера: вскрышной, восточный и центральный. Центральный – самый глубокий. Здесь гусеничные экскаваторы мощными ковшами загребают медную руду в самосвалы. Каждый ковш поднимает 45 тонн за раз – в самосвал БелАЗ вмещается почти четыре таких ковша – 130 тонн. Затем содержимое выгружают в дункары – вагоны электровоза, в которых ее отправляют дальше. Горняки называют состав «вертушкой».
Мы побеседовали с машинистом экскаватора Хусаном Алматовым, работающем на руднике уже 19 лет:
— За двенадцатичасовую смену мы успеваем загрузить 80-100 самосвалов по 130 тонн. Производство наше считается вредным, так как постоянно дышим пылью диоксида кремния. Поэтому нам положен большой отпуск – 52 дня. За годы работы много интересного происходило. Было такое, что находили в породе старинные предметы быта, интересные для археологов. Поскольку рудник находится в горах, бывает, забегают лисы и зайцы. Их порой трудно заметить среди камней, и они иногда оказываются в ковше вместе с рудой…
Стоит отметить, что экскаваторы работают на электричестве, для их питания построили даже специальную передвижную электростанцию. Другое топливо не смогло бы прокормить монстра размером с трехэтажный дом. А управляется он на удивление лишь двумя джойстиками.
Но даже этот монстр не смог бы добыть руду без предварительного разрыхления. Каждый четверг специальная бригада взрывает тонны грунта, чтобы облегчить работу горнякам. Для этого выбирают определенный участок, бурят скважины глубиною до 32 метров и с помощью жидкой эмульсии взрывают склон горы.
Железная дорога – главная артерия рудника. Она проложена почти по всей окружности, за исключением самого глубинного уровня, откуда электровоз просто не сможет вывозить породу из-за наклона. На большой глубине работают только БелАЗы-«водолазы». Всю добытую руду везут прямиком на медно-обогатительную фабрику АГМК.
Вначале руда поступает в дробильные цехи, где ее измельчают, и порода, включая метровые валуны, в итоге превращается в ценную пыль размером 0,071 мл. Но и в этой пыли, которая содержит медь, золото, серебро и другие цветные металлы, по-прежнему есть пустая порода. Ее обогащают методом пенной флотации. В специальную флотомашину, производящую воздушные пузыри, загружают необогащённую руду. В маслянистом растворе с соответствующими реагентами к пузырям воздуха прилипают частицы ценных металлов. Затем драгоценную пенную шапку собирают и высушивают в больших бассейнах, получая концентрат. Дальше его плавят на медеплавильном заводе (МПЗ) – тут же на АГМК.
Поверьте, - это очень зрелищно! Раньше в кинотеатрах перед началом фильма демонстрировался документальный киножурнал. И часто в нем показывали процесс плавки металла – на большом экране это очень впечатляло. Мне же довелось увидеть это бушующее пламя вживую…
Мощный плавильный агрегат, раскаленный от 1250 до 1300 С° превращает концентрат в жидкий металл. Который потом проходит еще плавку в других печах, прочую соответствующую обработку – процесс длительный… И стоило видеть огромные ковши, разливающие в формы эту огненную лаву, которую затем остужают напором воды. После чего пластины весом 250 кг складывают в стопы.
Завод производит 510 тонн анодной и 450 тонн катодной меди в сутки, а за год – 148 тысяч тонн катодной меди. 65 процентов сырья уходит на экспорт в Китай, Турцию и другие страны. Остальное продается отечественным предприятиям. Из нашей меди зарубежные предприниматели сделают качественные провода, другой какой-то продукт, и заработают в десятки раз больше, чем мы на продаже просто сырья. Что мешает нам увеличить производство доходной медной продукции?
Директор медеплавильного завода АГМК Бахтиёр Воккосов отметил, что наша промышленность не может пока переработать такое количество сырья, поэтому мы его и продаем на экспорт. А у того же Китая есть дефицит сырья, но у них мощные производства.
Нельзя обойти проблемы, которые переживает МПЗ. Он устарел, обветшал, и сейчас «еле дышит». Первую медь на медеплавильном заводе произвели аж в 1963 году. Заводу 57 лет, технологии, по которым работает предприятие, давно устарели. Кроме того, оно не соответствует новым экологическим стандартам. Дым, выбрасываемый заводом, содержит 1-2 процента серной кислоты и другие вредные для человека вещества. Пока мы ходили по территории АГМК, периодически нас настигал кашель от этих паров, дымов…и не только нас. Причем на всех были защитные маски, но и они не спасали.
Бахтиёр Воккосов сказал, что единственный выход сократить выбросы вредных веществ – строительство нового медеплавильного завода. Со старым уже ничего нельзя сделать.
С вводом нового месторождения «Ёшлик-1» будет решен и этот вопрос.  В соответствующий проект будет инвестировано около 8 млрд долларов. Часть из них пойдет на строительство современного автоматизированного медеплавильного завода, который будет работать в рамках «зеленой» экономики. 
Фото и видео: Марат Наджибаев
Видео:
16273views4replies
0

Изоҳлар