• 12 004 сум
    -48.99
  • 13 994 сум
    -33
  • 150 сум
    -2.21
  • БРВ
    412 000 сум
  • МРОТ
    1 271 000 сум
Ру
  • 12 004 сум
    -48.99
  • 13 994 сум
    -33
  • 150 сум
    -2.21
  • БРВ
    412 000 сум
  • МРОТ
    1 271 000 сум
Экономика Сегодня, 11:36

С 2026 года банки обязуются выдавать чек-листы рисков при оформлении кредитов

Банки будут разъяснять клиентам риски кредитования через чек-лист. При оформлении онлайн-заявок банкам запрещено автоматически ставить галочки и заполнять поля за клиента.

347
0
UzNews.uz

Министерство юстиции зарегистрировало (https://t.me/centralbankuzbekistan/12362) постановление Центрального банка, согласно которому вносятся поправки в минимальные требования к деятельности банков в сфере взаимоотношений с клиентами, призванные упорядочить кредитование физических лиц.

Согласно документу, с 29 января 2026 года банки обязаны предоставлять гражданам чек-листы рисков в бумажной или электронной форме при оформлении кредитов.

Клиент банка должен ознакомиться с каждым пунктом чек-листа, отметить их специальной отметкой и подтвердить подписью. До тех пор, пока потребитель не отметит ознакомление со всеми пунктами чек-листа и не подтвердит его, оформление кредитного договора не допускается.

В чек-лист входят следующие пункты с разъяснениями:

• Кредит — это расход;
• Я внимательно ознакомился с графиком погашения кредита;
• Мои доходы позволяют мне выплачивать кредит;
• Я осведомлён о последствиях просрочки кредитных платежей.

Банки обязаны иметь утверждённый порядок рассмотрения заявлений потребителей, испытывающих финансовые трудности, сложные жизненные обстоятельства или форс-мажорные ситуации, в связи с невозможностью своевременного погашения кредита. Этот порядок должен быть размещён на официальном веб-сайте банка.

Кроме того, в данном порядке обязательно должны быть отражены правила рассмотрения заявлений женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, о продлении сроков платежей по действующим кредитам до 10 месяцев.

Также дополняется список недобросовестных практик обслуживания, которые применяются в банковской деятельности:

навязывание потребителям кредитов на сумму, превышающую запрошенную в заявлении;
взыскание задолженности по кредиту за счёт средств, получаемых гражданами в виде государственных пособий и социальной помощи (включая средства на социальной карте);
требование погашения кредита до календарной даты, указанной в графике платежей, за исключением случаев автоматического списания по услуге автоплатежа или других, предусмотренных законодательством.

При оказании финансовых услуг, в том числе онлайн, банкам запрещается предварительно устанавливать или выбирать за клиента любые отметки, выражающие его волеизъявление и заранее заполнять поля с параметрами кредита, включая сумму, срок, сведения о доходах клиента.

Если банк предоставляет клиенту выбор, то ему должно быть обеспечено право самостоятельно ставить отметки, выбирать параметры кредита и заполнять поля.

Если клиент не просмотрел все страницы предлагаемого договора (оферты), то ему не должно быть доступно нажатие кнопки согласия с условиями.

347
0

Комментарии