Агентство информации и массовых коммуникаций представило для общественного обсуждения проект закона «О защите прав пользователей онлайн-платформ и веб-сайтов». В АИМК, который определён уполномоченным органом в данной сфере, прокомментировали содержание данного документа.
Отмечается, что с 2017 по 2025 год количество интернет-пользователей в Узбекистане выросло с 14,7 до 32,7 млн человек. Среди наиболее популярных платформ в стране — Telegram – 28 млн, Odnoklassniki – 19,2 млн, Facebook – 2,3 млн, ВКонтакте – 1,5 млн, LinkedIn – 850 тыс. и X – 250 тыс. пользователей.
Однако на сегодняшний день в национальном законодательстве отсутствуют чёткие и систематизированные нормы, определяющие права пользователей онлайн-платформ. Правила распространения информации также остаются недостаточно урегулированными и разрозненными.
Так, была изучена положительная практика развитых стран по защите прав пользователей сети Интернет. ЕС ввёл более высокие стандарты для онлайн-платформ посредством Закона «О цифровых услугах». В Германии платформы с числом пользователей более 2 млн обязаны удалять незаконный контент в течение 24 часов. Франция потребовала принять строгие меры против разжигания ненависти, терроризма и детской порнографии в Интернете, а Турция потребовала назначить местных представителей для иностранных IT-компаний. В Казахстане создана правовая база, направленная на регулирование деятельности блогеров и платформ.
Исходя из необходимости защиты прав пользователей Интернета, с участием различных государственных и общественных организаций, экспертов медиасферы был разработан данный проект закона.
В документе заложены нормы, направленные на устранение правовых пробелов и либерализацию регулирования в сфере онлайн-платформ. Ключевые цели и принципы проекта закона:
• законность – вся деятельность в онлайн-среде осуществляется в рамках закона;
• приоритет прав пользователей – обеспечиваются права пользователей на получение информации, выражение мнений и доступ к безопасному интернету;
• недопустимость цензуры – гарантируется свобода в отношении контента, не запрещённого законом;
• прозрачность и безопасность – борьба с распространением незаконного контента и обеспечение безопасности персональных данных.
Данный законопроект не распространяется на веб-сайты зарегистрированных средств массовой информации во всемирной информационной сети Интернет, поскольку их деятельность регулируется действующим Законом «О средствах массовой информации».
Законопроектом предусматривается снижение скорости доступа на территории Узбекистана к онлайн-платформам, которые не сотрудничают систематически с уполномоченным органом, на основании решения суда. При этом практика полного блокирования отменяется.
Также пересматриваются трудноисполнимые нормы, возложенные действующим законодательством на блогеров в качестве обязательных требований.
В законопроекте предлагается современное решение для борьбы с анонимными профилями, каналами и группами, уделено особое внимание вопросам борьбе с киберпреступностью, при этом фишинговые и спам-ресурсы классифицируются как незаконный контент.
В АИМК подчеркнули, что новый закон не предусматривает новых мер ответственности, штрафов, не предусматривает финансовые санкции или другие виды наказаний в качестве правовых мер в случае невыполнения вышеуказанных обязательств.
Обсуждение законопроекта продлится до 27 мая.
Комментарии