Поиск
RUUZ

Экономика

Uzcard выступил против проекта ГНК и ЦБ о получении информации о транзакциях банковских карт

Платежная система не поддержала обсуждаемый проект постановления, отметив его противоречие действующему законодательству, и заверила клиентов в сохранности их данных.

8852views30replies
0

Uzcard

Как мы сообщали ранее, на портале СОВАЗ опубликован проект постановления ГНК и ЦБ, предусматривающий электронный обмен информацией об имеющихся банковских счетах физических и юридических лиц.
В частности, предлагается, что ГНК будет получать сведения о физлицах, чей ежемесячный оборот по картам превысит 30 млн сумов или денежные переводы с карты на карту – 10 транзакций.
Как отметили в Uzcard, в данном случае резонным становится вопрос о правомерности подобных действий, ведь данная информация, подлежащая к востребованию от коммерческих банков, идет в разрез со статьей 134 Налогового Кодекса РУз, согласно которой по запросу налогового органа о предоставлении информации в отношении клиента, банк обязан в течение трех дней со дня получения письменного запроса выдать налоговым органам:
1) справку о наличии счетов и вкладов (депозитов) клиента в банке;
2) справку об остатках денежных средств на счетах и вкладах (депозитах) клиента;
3) выписки по операциям на счетах и по вкладам (депозитам) клиента;
4) другую информацию, связанную с исполнением налоговых обязательств налогоплательщика.
Кроме этого, запрашиваемая информация в пункте 3 проекта Положения (информация об оборотах пластиковой карты и транзакциях) находится в разногласии с нормами следующих Законодательных актов:
– согласно статье 3 Закона РУз «О банковской тайне», вышеупомянутые сведения являются банковской тайной и запрещаются к разглашению третьим лицам, каковым является ГНК;
– учитывая, что запрашиваемая информация о денежных средствах на банковских картах физических лиц предусматривает также предоставление идентификационных данных клиентов коммерческих банков, то в данном случае в соответствии со статьями 14, 18, 19 и 21 Закона РУз «О персональных данных» предоставление информации в ГНК со стороны коммерческих банков и дальнейшая их обработка должна осуществляться исключительно с согласия клиента банка.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 12 Закона РУз «О нормативно-правовых актах», ведомственные акты должны приниматься на основе законов РУз и не должны противоречить им. Так как планируемая к получению информация охраняется и регулируется Законом РУз «О банковской тайне», получение такой информации посредством принятия ведомственного документа противоречит законодательству республики.
Как отметили в Uzcard, вместо развития и повышения привлекательности безналичных платежей и сокращения оборота наличных денежных средств, данные нормы приведут к обратному процессу, который будет способствовать появлению новых схем обналичивания, увеличения оборота наличных денежных средств и ухода бизнеса в теневой сектор.
«Да, безусловно, должники должны платить по счетам, потому, учитывая противоречия в форме и характере запрашиваемой информации с действующим законодательством, целесообразно привести проект в соответствие с вышеприведенным законодательством и нормами налогового законодательства РУз. В целом, данный нормативно-правовой акт, в частности применение в нем инструмента  банковской услуги P2P в качестве источника информации для привлечения к ответственности уклоняющихся налогоплательщиков от уплаты налогов не решает вопрос по сокращению объемов «теневого рынка», а наоборот будет способствовать ее росту, создавая дополнительную нишу для развития коррупционных механизмов», — говорится в сообщении.
8852views30replies
0

Комментарии