На пятом пленарном заседании Сената был одобрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на усиление гарантий деятельности судов и прав и свобод граждан в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции».
Отмечалось, что в последние годы в стране проведены масштабные и важные реформы, направленные на кардинальное совершенствование правовой системы и обеспечение независимости судебной власти.
Эти реформы охватывают такие широкие направления, как совершенствование судопроизводства, повышение прозрачности и объективности судебных решений, а также усиление гарантий защиты прав, свобод и законных интересов граждан и субъектов предпринимательской деятельности.
Законом предлагается ввести дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РУз, согласно которым устанавливается, что подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и в любое время может воспользоваться правом хранить молчание.
Также предусматривается, что лицо не может быть признано виновным или подвергнуто наказанию, если признание им своей вины является единственным доказательством против него. Вводится право свидетеля, участвующего в судебном процессе, не давать показаний против себя самого или своих близких родственников.
Помимо этого, законом устанавливается, что отстранение судьи от разбирательства конкретного дела или приостановление его полномочий, перевод на другую должность допускаются только в порядке и по основаниям, установленным законом. В нем также говорится, что какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и они не подотчетны.
Уточняется круг осуществления законодательной инициативы Верховным судом, согласно чему указывается, что он может вносить вопросы только в рамках своих полномочий.
«Значение настоящего закона заключается в его направленности на обеспечение надежной защиты прав и свобод граждан, дальнейшее повышение качества правосудия. Принятие закона служит созданию необходимых правовых гарантий для непосредственного применения судьями норм Конституции и обеспечения верховенства Конституции при осуществлении правосудия, а также дальнейшему усилению судебной защиты прав и свобод личности», - говорилось на заседании.