Поиск
RUUZ

Общество

Названы факторы, негативно влияющие на качество образования в Узбекистане — исследование ИМРИ

В Институте макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) проанализировали состояние инфраструктуры в школах, в том числе их оснащение необходимым оборудованием, созданные условия для учеников, количество педагогических кадров и другое.

4015views9replies
-3

UzNews.uz

В отчете ИМРИ говорится, что, несмотря на высокие государственные расходы на систему общего образования в Узбекистане, его качество остается низким.
Доказательством тому является то, что в международном тесте PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста), проведенном в стране в 2021 году, школьники Узбекистана набрали баллы ниже среднемировых (437 из 500).
В 2022 году в школах Узбекистана впервые прошла международная программа оценки знаний 15-летних школьников – тесты PISA. По итогам тестирования узбекские школьники заняли 72 место среди 81 страны по математике, а по естественным наукам и читательской грамотности заняли предпоследнее 80 место.
Основными показателями эффективности в системе образования являются качество учебников, уровень обеспеченности учителями, их квалификация, инфраструктура школ и участие родителей в образовании детей.
По результатам анализа низкое качество в системе общего образования было обосновано следующими причинами:
— расходы государственного бюджета на систему общего образования распределены непропорционально;
— почти 16% школ нуждаются в капитальном ремонте, а 4,6% находятся в полностью непригодном для эксплуатации состоянии;
— количество компьютеров в школьных компьютерных классах невелико;
— 70% школ не подключены к канализации. Это в свою очередь означает, что оно не соответствует санитарным требованиям, а также увеличивает количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, что отрицательно влияет на здоровье детей;
— 28,4% школ не подключены к сети Интернет;
— нагрузка учителей в Ташкенте и Ташкентской области высокая;
— в республиканских школах наблюдается нехватка учителей иностранного языка;
— ощущается нехватка преподавателей в области техники и информационных технологий;
— среди учителей высок процент непроходящих аттестацию;
— количество преподавателей, имеющих международные сертификаты по предметам, невелико;
— участие родителей в образовании детей относительно слабое.
Отмечается, что в 2022-2023 учебном году в республике действовало 10 522 общеобразовательные школы (из них 194 — частные). Количество школ увеличилось на 233 по сравнению с 2021-2022 учебным годом. 62,5% (6571) общеобразовательных школ расположены в сельской местности. Количество учащихся составило 6 461 741 человек (из них 0,71% — в частных школах). Школы рассчитаны на 5 283 916 учащихся, то есть вместо одного школу посещают 1,2 ученика. В результате 0,1% (5) общеобразовательных школ республики работают в три смены, а 73,1% (4777) – в две смены. Количество школьников, обучающихся во второй и третьей сменах, составляет более 2,1 млн человек, что составляет 33% от общего числа учащихся.
В 64,2% средних школ есть столовая, в 95% — библиотека, в 79% — спортивный зал. Лишь 30% школ имеют канализацию (например, в Омане - 99%, в России - 96%), в 70,5% — водопровод. 99% школ имеют систему отопления. В 98% средних школ есть компьютерные классы.
15,9% (1658) действующих в республике общеобразовательных школ нуждаются в капитальном ремонте. 63% из них расположены в сельской местности.
Как отметили эксперты, школы, нуждающиеся в ремонте, есть во всех регионах, кроме Бухарской области. Большинство этих школ расположены в Ташкентской (219), Сурхандарьинской (209) и Кашкадарьинской (204) областях. 4,3% школ (451) находятся в критическом состоянии, причем значительная их часть, то есть 60,7%, находятся в сельской местности. Больше всего школ, находящихся в критическом положении, расположено в Кашкадарьинской области (101 школа).
В 2022-2023 учебном году численность учителей в общеобразовательных школах превысила 521 тысячу (без заместителей), а количество школьников составило почти 6,5 миллиона человек.
Исходя из этого, можно сказать, что на каждого преподавателя приходится 12,4 ученика. Стоит отметить, что этот показатель несколько выше показателей развитых стран. Например, в США на одного учителя приходится 14 учеников, в Канаде — 19, в Китае — 15, в Германии — 13, в России — 19. Таким образом, как отмечают эксперты, уровень обеспеченности учителями школ Узбекистана находится на уровне развитых стран, но качество образования по-прежнему остается низким. Чтобы изучить это более глубоко, эксперты ИМРИ проанализировали показатели обеспеченности преподавателями по предметам.
За 2018-2022 годы количество классов в республике увеличилось на 10,5%, а количество учителей – на 15,1% (по сравнению с началом периода). Наибольший рост количества классов наблюдался в Ташкенте (18,7%), Сурхандарьинской (14,1%) и Самаркандской (12,4%) областях. Наибольший рост количества учителей зафиксирован в Ферганской (21,6%), Самаркандской (19,4%), Сурхандарьинской (18%) областях и в Ташкенте (18%).
«Во всех регионах, кроме Ташкента, прирост количества учителей был выше, чем прирост количества классов. Это в свою очередь вызывает увеличение нагрузки учителей Ташкента», — говорится в сообщении.
Подчеркивается, что в Узбекистане нормативная нагрузка педагогических работников общеобразовательных учреждений распределена следующим образом: 18 часов в неделю в 1-4 классах, 20 часов в неделю в 5-11 классах.
Исходя из упомянутой выше нагрузки, в Узбекистане выявлена нехватка учителей по русскому языку (29 часов нагрузки на одного учителя), иностранному языку (27,3 часа), информатике и информационным технологиям (24,3 часа) и технологиям (24,3 часа).
В результате реформы учебной программы в период 2018-2022 годов были сокращены часы преподавания ряда общественных наук, в результате чего резко сократилась нагрузка учителей географии, экономики, истории и других общественных наук. Например, нагрузка на каждого учителя географии и истории снизилась с 36,8 и 36,1 до 17,2 и 18,5 часа соответственно.
В 2022 году во всех регионах наблюдалась нехватка учителей русского языка (в среднем 29,6 часа нагрузки на учителя) и учителей иностранного языка (в среднем 27,8 часа нагрузки на учителя). Кроме того, выявлена нехватка преподавателей технологии (кроме Хорезмской области), информатики и предметов информатики (кроме Навоийской области). Средняя нагрузка учителей данного предмета составляет 25,85 и 24,52 часа.
4015views9replies
-3

Комментарии