Приоритетом программы партии является достижение благополучия каждой семьи и всего народа, и в этом ряду актуальна социальная поддержка уязвимых слоев населения, на обеспечение возможностей достойного уровня жизни которой, направлена деятельность партии. Интересы и приоритеты деятельности партии полностью отражают стратегические ориентиры, заданные Стратегией развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы.
В этом процессе реализация Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы, направленной на кардинальное повышение эффективности реформ, всестороннее и опережающее развитие государства и общества, модернизацию страны и либерализации всех секторов, имеет важное значение.
Народно-демократическая партия считает своей высшей целью создание в Узбекистане социал-демократического государства, отвечающего критериям социальной справедливости и равенства, социальной солидарности и народовластия.
Для достижения этой цели Народно-демократическая партия Узбекистана уделяет приоритетное внимание повышению социальной эффективности экономических реформ. Реализации данной задачи будет способствовать обеспечение экономической стабильности до 2030 года, вывод Узбекистана на уровень среднеразвитых стран мира по уровню жизни и качеству населения.
Одним из путей достижения социальной справедливости в предвыборной программе НДПУ ориентир на приоритетности усиления социальной защиты уязвимых слоев населения. Основной электорат партии, на который направлены приоритетные направления развития социально-экономической сферы, входят пенсионеры, люди с инвалидностью, родители, воспитывающие детей-инвалидов, многодетные женщины, дети, оставшиеся без попечения родителей, одинокие пожилые люди, безработное трудоспособное население, лица, испытывающие трудности с трудоустройством, в том числе выпускники учебных заведений, только что вышедшие на рынок труда, лица, не имеющие постоянной работы и стабильного дохода в связи с отсутствием необходимой профессиональной квалификации, в том числе внутренние и внешние трудовые мигранты.
Народно-демократическая партия Узбекистана выступает за то, чтобы интесивно растущий экономический потенциал страны необходимо использовать для повышения уровня жизни и качества жизни малообеспеченных слоев населения. Это главный фактор дальнейшего укрепления социальной стабильности и солидарности граждан в стране, а также важное условие устойчивого социально-экономического развития.
Исходя из этого приоритета, партия предлагает повышать социальную эффективность экономических реформ, формировать активную гражданскую позицию в обществе, развивать отношения социального сотрудничества. В этом контексте социальное развитие является двигателем устойчивости социально-экономического реформирования страны. Социальное развитие в этом направлении предполагает чувствительность и восприимчивость к жизненным потребностям людей, особенно нуждающихся в социальной защите.
Потребности населения, в том числе социально уязвимых слоев населения, варьируются от основных жизненных потребностей в питании, жилье, товарах первой необходимости и лекарственных средств, коммунальных услугах. Практическим выражением учета жизненных потребностей социально узявимого населения выступает жесткое регулирование и контроль за формированием цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, которые согласно предвыборной программе Народно-демократической партии Узбекистана, представляющие социальную значимость для населения.
Регулирование цен и тарифов на услуги, входящие в нормы удовлетворения жизненных потребностей социально уязвимых слоев населения, предлагается законодательно обозначить путем разработки и внедрения нормативов по их использованию.
В связи с этим партия предлагает следующее:
- правовое усиление государственного регулирования цен и перечней социально значимых товаров и услуг;
- установление льготных ставок таможенных пошлин и платежей в отношении товаров социально значимого назначения, которые не производятся в достаточном количестве в нашей стране;
- введение порядка направления части доходов от импортных товаров производителям социально значимой продукции, замещающей импорт;
- внесение в законодательство соответствующих процессуальных норм по ограничению монополистической деятельности организаций, производящих общественно значимые товары и услуги, в том числе обязательное разделение предприятий-монополистов и выделение из их состава самостоятельных хозяйствующих субъектов.
- правовое регулирование создания торговых точек по реализации социально значимых товаров и продуктов питания для малообеспеченных слоев населения, а также изучение передового зарубежного опыта развития таких торговых сетей. На основе полученных результатов подготовка конкретных предложений по применению зарубежного опыта в условиях Узбекистана.
Таким образом, НДПУ стремится обеспечить социальные гарантии для обеспечения достойного уровня жизни для малообеспеченных семей, предоставив им возможность удовлетяворять потребность в жизненно необходимых товарах и услугах по примелимым ценам и тарифам.
Также партия предлагает рассмотреть вопрос о принятии закона «О государственном регулировании цен на лекарственные средства и медицинские изделия» и организации сети социальных аптек, чтобы повысить доступность приобретения лекарственных средств. Это позволит пенсионерам, малообеспеченных семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, одиноким престарелым гражданам приобретать лекарственные средства по доступным и приемлимым ценам.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» установлено, что государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на товары (работы, услуги) являющиеся социально значимыми и стратегическими, подлежащими государственному ценовому регулированию, производимые хозяйствующими субъектами, в том числе включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке.
Государственное регулирование цен осуществляется путем:
- установления органом ценового регулирования и в пределах своей компетенции органами государственной власти на местах фиксированных или предельных цен (тарифов) и наценок на социально значимые и стратегические товары, подлежащие государственному ценовому регулированию;
- декларирования цен (тарифов) или их предельных уровней, регулирующего коэффициента, наценок или предельной рентабельности (далее декларирование цен (тарифов)) на товары, производимые и реализуемые предприятиями-монополистами, являющиеся социально значимыми и стратегическими, цены (тарифы) на которые подлежат государственному ценовому регулированию;
- согласования с органом ценового регулирования или установления фиксированных или предельных цен (тарифов) и наценок на отдельные товары в соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан.
На отдельные виды товаров органами государственного управления и органами государственной власти на местах в пределах своей компетенции, предусмотренной законодательством, могут устанавливаться фиксированные или предельные цены (тарифы) и наценки по согласованию с органом ценового регулирования.
Данный порядок предлагается пересмотреть, а также обеспечить парламентский, депутатский контроль за осуществлением регулирования цен на товары и услуги социального значения. Это позволит расширить возможности социально уязвимых слоев населения в удовлетворении жизненных потребностей данной категории населения.
Алексеева В.С.,
эксперт, доктор философии по социологическим наукам (PhD)
эксперт, доктор философии по социологическим наукам (PhD)