На сегодняшний день одной из важных задач проводимой конституционной реформы является оптимизация деятельности всех органов государственной власти, в том числе и парламента страны. Вопросы улучшения методов и повышение эффективности деятельности парламента в целях исключения в полномочиях палат случаев параллелизма и дублирования, в том числе при выполнении ими контрольных функций, приобретают особую значимость.
«К примеру, имеются факты, когда одному и тому же ведомству направляются повторные запросы и проводятся заслушивания их руководителей. Все это создает значительную нагрузку с привлечением дополнительных ресурсов на органы исполнительной власти, что отвлекает их от реализации прямых задач, стоящих перед ними. В связи с этим в проекте новой редакции Конституции пересматриваются полномочия палат Олий Мажлиса», — отметила доктор юридических наук Людмила Югай.
Статья 95 обновляемой Конституции закрепляет исключительные полномочия Сената Олий Мажлиса, которые расширяются с 14 до 18.
В число исключительных полномочий Сената включается избрание всего состава Высшего судейского совета, руководителей антикоррупционного и антимонопольного органов по представлению президента, что позволяет усилить значение парламента в обеспечении законности, независимости судебной власти, а также осуществлять контроль в сфере противодействия коррупции и соблюдения антимонопольного законодательства.
При этом в проекте новой редакции Конституции Сенат уполномочен рассматривать и одобрять кандидатуры на должности генерального прокурора и председателя Счетной палаты, представленные президентом. В действующей Конституции Сенат утверждал принятые указы президента о назначении данных должностных лиц. Теперь назначение будет осуществляться только после одобрения Сената.
Также в целях усиления парламентского контроля за деятельностью спецслужб вводится процедура проведения консультаций в Сенате по вопросу назначения кандидата на должность председателя Службы государственной безопасности, предложенной президентом.
Кроме того, в прерогативу Сената вошло утверждение указов президента об образовании и упразднении министерств и других республиканских органов исполнительной власти. Данное положение направлено на обеспечение оперативного и эффективного управления вертикалью исполнительной власти.
Вместе с тем вводится практика заслушивания Сенатом отчетов руководителей дипломатических и иных представительств Узбекистана в иностранных государствах и при международных организациях по вопросам их деятельности.
Важное значение имеет направление парламентского запроса должностным лицам государственных органов и осуществление иных форм парламентского контроля, что позволит повысить их эффективность, адресность и действенность.
В связи с тем, что Сенат является палатой территориального представительства, предусматривается укрепление полномочий, касающихся деятельности Кенгашей народных депутатов. Сенат содействует осуществлению деятельности местных Кенгашей и вместе с тем может отменить их решения в случае несоответствия закону.
«Закрепление в статье 95 новой редакции Конституции расширенных полномочий Сената Олий Мажлиса послужит усилению контроля за деятельностью судебных, антикоррупционных, антимонопольных и иных органов, тесному взаимодействию и контролю над деятельностью органов местной власти, совершенствованию механизма сдержек и противовесов, что позволит обеспечить законность, эффективность и оптимизацию деятельности всех ветвей власти», — заключила эксперт.