Александр Орлов — бизнесмен, ресторатор и основатель международного ресторанного холдинга Sun Group (Казахстан / Узбекистан). В Ташкенте первый ресторан холдинга SUN Group - Toku - открылся в конце марта прошлого года и в рекордные сроки завоевал большую популярность благодаря премиальному уровню кухни и сервиса.
В начале месяца на рынок Узбекистана вышел ещё один масштабный проект холдинга - «Тануки» - широко известный бренд японской кухни с 18-летней историей. Но останавливаться на достигнутом не входит в планы успешного бизнесмена: в ближайшем будущем Александр Орлов планирует реализовать ряд проектов в Узбекистане, знакомя публику с новыми концепциями, высоким качеством и уникальными гастрономическими идеями.
О том, почему именно в Узбекистане должны быть реализованы подобные проекты и о специфике работы на местном рынке рассказал Александр Орлов в ходе беседы с корреспондентом нашего издания.
— Александр, Вы здесь уже больше года, с момента открытия ресторана Toku. Узбекистан как-то запал Вам в душу, Вы нашли какие-то плюсы, минусы в этой стране? Что для Вас Узбекистан в целом?
— В целом, это большая развивающаяся страна, которая имеет большой потенциал роста. Она не такая конкурентная, как другие страны, с большим количеством больших городов. Я тут вижу большой потенциал для развития бизнеса.
— Стала ли Вам близка наша культура, традиции, кухня?
— Культура и традиции Узбекистана очень сильны, разнообразны и интересны. О гостеприимстве, кухне, обычаях знают во всем мире, их уважают и изучают. Я в том числе. Всегда, когда приземляюсь в Ташкенте- с первых минут чувствую ароматный воздух вашей страны. Очень люблю здесь бывать.
— Кроме плова, есть ли у Вас какое-нибудь любимое блюдо узбекской кухни?
— Я тут много что попробовал. Я вообще люблю восточную кухню, а узбекская самая богатая, много интересных разных блюд на любой вкус. Я с удовольствием сюда приезжаю и первым делом еду на базар. Сегодня я вот тоже прилетел, приехал на базар, прогулялся, купил каких-то продуктов, фруктов. И получил большое эстетическое удовольствие.
— Почему Вы решили выйти с рестораном «Тануки» на узбекский рынок?
— Потому что это большой бренд, и здесь практически нет конкуренции. У нас хорошо работает доставка, много наработок по онлайну, продвижению и так далее. И мы хотим развивать этот бренд и здесь.
— В Ташкенте есть с десяток ресторанов японской кухни, и они, в принципе, неплохие в своем сегменте. Почему именно в «Тануки» должны приходить люди и оставлять там свои деньги, а не выбрать более дешевый ресторан?
— Потому что, во-первых, это уже бренд, которому доверяют. Это системная работа, системный подход, гарантии качества и обслуживания. Более того, интерьер, на мой взгляд, очень достойный и ассортимент довольно широкий.
— А как с логистикой дела у вас обстоят? Японская кухня это же фактически живая еда.
— Как и везде. По сути, есть дефицит определенных соусов и специй. А с рыбой такая же ситуация, как и в Казахстане.
— Какая Ваша любимая позиция в «Тануки», что посоветуете попробовать?
— Я люблю сашими, роллы «калифорния», салаты разные, в зависимости от настроения.
— Мы с вами сейчас сидим в Toku. Ценовая политика здесь довольно высокая.
— Уже не такая высокая, как была при открытии. Мы тут много чего доработали и добавили новые позиции, которые, скажем так, достойны по соотношению цены и качества.
— Так все-таки ресторан ориентирован на целевую аудиторию высокого дохода?
— Нет. Это наоборот заведение среднего ценового сегмента.
— Вы бывали у ваших конкурентов в ресторанах Ташкента? Видите какие-то явные минусы у них?
— Да, конечно. Но я не буду их критиковать или обесценивать, конкурентов надо уважать. У всех есть минусы и плюсы. Прежде, чем что-то открывать, естественно, мы ходим, изучаем рынок, проводим серьезный мониторинг и анализ рынка. И обращаем внимание как на минусы, так и на плюсы.
— В некоторых источниках написано, что Вы инвестируете в некоторые проекты в Узбекистане и собираетесь реализовывать, как минимум, ещё четыре. Поделитесь, что это будет, тоже ресторанный бизнес?
— Мы сейчас планируем открыть несколько разных проектов, но это пока только планы, в основном ресторанная тема. Я думаю о том, чтобы открыть здесь re-sale магазин кроссовок. Здесь такого еще нет. Мы сейчас открываем в Дубае а Mall of the Emirates тоже один re-sale магазин. Я думаю, что здесь он тоже должен зайти.
— Каким образом набирается команда в Toku и другие ваши рестораны, и как простому человеку можно попасть к вам на работу?
— Как обычно: необходимо связаться с нашими HR или просто заполнить анкету, потом прийти. Мы всех способных и талантливых всегда готовы взять на работу. Мы очень много уделяем внимания кадрам ,команде: если надо, то обучаем, взращиваем. Главное - желание, трудолюбие, ответственность. В мире, независимо от страны, большой дефицит кадров, приходится много работать над этим вопросом.
— Большая текучка кадров?
— Нет, не большая. Но с кадрами довольно сложно.
— Как вы считаете, здесь обслуживание хромает? Вы обучаете персонал, показываете, как нужно вести себя с клиентом? Много ли приходится вкладывать в обучение сотрудников?
— Да, очень много приходится в это вкладывать, потому что уровень сервиса тут отстает от других стран.
— Можете что-то посоветовать локальным рестораторам? Что-то донести до них?
— Наверное, посоветовал бы не бояться рисковать и делать что-то новое, не повторять за кем-то.
— Вы очень давно занимаетесь бизнесом. Почему Вы выбрали именно ресторанную сферу?
— Так сложилось. Мы открываем еще банные комплексы, это тоже своеобразная сфера. Я очень люблю баню, поэтому это и сделал. Я бы девелоперский бизнес начал, но я никак не могу расстаться с ресторанным, потому что много времени и сил приходится этому отдавать.
— Вам до сих пор приходится многие вопросы решать самому или вы стараетесь делегировать обязанности?
— По-разному. Я все делегирую, но некоторые вещи нужно самому решать и контролировать самостоятельно.
— В Узбекистане сейчас тренд на семейные заведения. Вы планируете здесь делать что-то типа этого?
— Я считаю, что надо открывать то, чего нету, а многие открывают одно и то же. Семейные проекты в Узбекистане я реализовывать не планирую, но точно хочу открыть здесь ресторан «Хорошая девочка». Ну и ряд других проектов, которые у нас идут с успехом.
— Приходилось ли Вам закрывать свои заведения и почему такое может произойти?
— Конечно, приходилось. Как правило, это совпадение нескольких неблагоприятных факторов: неправильная локация или концепция, плохое управление, плохая кухня. Либо все эти факторы вместе, либо какая-то часть из них совпадает и приходится закрывать заведение.
— Сильно ударяет по бизнесу закрытие ресторана?
— Это, в принципе, неприятно и обидно, но с этим можно жить.
— Вам точно. А людям, которые открыли свой первый ресторан? Не все могут восстановиться после закрытия, поскольку вкладывают в его открытие и продвижение все свои сбережения.
— Это тоже очень хороший опыт. Здесь, как и в любом бизнесе, у кого-то получается, а у кого-то нет.
— Что Вы хотели привнести в Узбекистан, открывая «Тануки»?
— У меня была мотивация реализовать в Узбекистане проект, который, во-первых, будет уникальным, а, во-вторых, приносить прибыль. У меня не было идеи о том, что я хочу именно японскую или какую-либо другую кухню популяризировать, чтобы именно её все начали есть. Я не фанат определенной кухни. Это бизнес, к тому же мне этим интересно заниматься.
— А когда вы только начинали заниматься ресторанным бизнесом, какая была мотивация?
— Ресторанный бизнес — это вообще сам по себе интересный бизнес. Он не только про деньги. Ресторан, во-первых, это творчество в чистом виде, во-вторых, это что-то конкретное, что ты можешь потрогать руками, куда ты можешь пригласить друзей посидеть. Это твое лицо, твой имидж. Конечно, есть кое-какие сложности, которые очень утомляют и с которыми приходится сталкиваться каждый день. Кадры, кухня, шефы, маркетинг — за всем этим приходится следить.
— Я слышала, что Вы называете себя продюсером.
— Есть какая-то логика в этом. То есть мы продюсируем рестораны. В ресторане я — идейный вдохновитель.
— В Узбекистан недавно зашел Новиков со своей «Сыроварней». Считаете ли вы его конкурентом?
— Да. У него одна кухня, у нас другая, но наши гости, в принципе, пересекаются. Мои гости ходят к нему, его — ко мне. Да, мы конкуренты.