Поиск
RUUZ

Экономика

Что такое «умное регулирование» законов и почему его до сих пор нет в Узбекистане?

Анализ регуляторного воздействия (АРВ) – часть системы «умного регулирования» законов. С его помощью можно спрогнозировать последствия принимаемых властями решений. Например, если бы все действия хокимиятов проходили через АРВ, то незаконные сносы домов и вырубка деревьев были бы практически невозможны.

624views0replies
0

АРВ повышает подотчётность регулирующих органов по отношению к гражданам и государству. Он выстраивает защиту против «захвата» регулирующего органа определенными группами по интересам. АРВ не позволяет поспешно принимать законы и любые другие регулирующие акты без глубокого анализа. С его помощью можно обнаружить ошибки или недоработки в документе «в зачатке», просчитать негативные последствия и отправить его на доработку.
В США анализ регуляторного воздействия (Regulatory Impact Analysis) был внедрен администрацией президента Рейгана в 1981 году. АРВ применялся ко всем основным законодательным инициативам на федеральном уровне, при этом акты принимались только в том случае, если выгоды от регулирования превышали его издержки, что способствовало в тот момент реализации политики дерегулирования. 
В каждой стране анализ регуляторного воздействия устроен по-своему. Например, в Нидерландах с 1985 года регулирующие органы сами проводят оценку законов и подзаконных актов, при этом полученные результаты предоставляются членам Парламента и публикуются. При анализе проводятся консультации с министерствами. В Великобритании через АРВ проходит любой регулирующий акт, в Южной Кореи – точечно, только при необходимости проведения оценки. 

Казахстан

АРВ, который применяется в Казахстане с 2014 года, является обязательной процедурой при разработке нормативно-правовых актов в сфере предпринимательства. Министр национальной экономики РК от 21 января 2015 года утвердил правила проведения АРВ, цель которых – «повышение действенности и эффективности государственной политики в части использования конкретных регуляторных инструментов через оценку альтернативных подходов регулирования для достижения определенных целей или решения четко определенных проблем».
Базовые вопросы для проведения АРВ   
1. Почему возникла проблема и как ее решили?
2. Что случится, если власти не предпримут никаких мер?
3. Какие последствия будут от действий властей?
4. Почему предложенное решение – наилучшее, и позволяет ли оно решить проблему при минимальных издержках для страны?
5. Может ли правительство эффективно реализовать нормативно-правовые акты?
Согласно положению правил проведения АРВ в Казахстане, методика включает в себя шесть этапов, которые охватывают все вышеизложенные вопросы:
1. Выявление проблемы. Какую проблему хочет решить государство, предлагая новый регуляторный инструмент. Разработчик определяет причиненный вред или вред, который может быть нанесен в будущем обществу от этого действия.
2. Цели и задачи. Определение цели или задачи государственного вмешательства. 
3. Определение альтернатив. Регуляторные инструменты и другие меры, направленные на решение проблемы. 
4. Определение альтернативного воздействия. Из всех выявленных альтернатив необходимо провести анализ положительных и негативных эффектов. И выбрать самый оптимальный для всех слоев общества вариант.
5. Выбор лучшей регуляторной альтернативы. Для выбора наилучшей альтернативы используются следующие критерии: 
  • Результативность – в какой степени выбранные варианты достигают задач; 
  • Эффективность – в какой степени поставленные задачи могут быть решены исходя из имеющихся ресурсов и при наименьших издержках.
6. Разработка индикаторов оценки. Они нужны для того, чтобы оценить результативность регулирования.

Кыргызстан

Анализ регулятивного воздействия впервые в Кыргызстане внедрили в 2007 году. В специальной методике определены цели, задачи и порядок проведения анализа регуляторного воздействия. С тех пор все проекты нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, подлежат анализу регуляторного воздействия.
Один из главных критериев АРВ – аргументированность выводов и рекомендаций в документе, проверенные данные, на основе которых сделаны расчеты, использование новейших инструментов обработки информации для анализа регуляторного воздействия. АРВ в Кыргызстане проводят министерства, госкомитеты, административные ведомства и другие органы власти, руководствуясь постановлением правительства. 

Узбекистан

О системе анализа регуляторного воздействия в Узбекистане говорится в постановлении президента от 15 марта 2021 года. Согласно документу, при внедрении этой системы установлено проведение общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, имеющих важное экономическое и общественно-политическое значение.
На портале СОВАЗ, созданном в 2015 году, есть возможность высказать свою точку зрения по поводу принимаемого документа в целом или отдельных его частей. Изначально система была разработана так, что после окончания обсуждения все комментарии будут анализироваться органом, отвечающим за подготовку проекта нормативно-правового акта, а поступившие предложения – учтены в новой редакции проекта.
Согласно этому же постановлению президента, с 1 января 2023 года по всем разрабатываемым и принятым нормативно-правовым актам, которые воздействуют на предпринимательскую деятельность, права и свободы граждан, а также экологию, будут осуществлять оценку регуляторного воздействия (ОРВ).
Сейчас же оценка идет только по нескольким категориям, предусматривающим введение новых ограничений и видов разрешительных процедур, лицензий хозяйствующим субъектам, повышение требований к минимальному размеру уставного капитала юридических лиц, установление любых видов льгот, гарантий, преференций и т.д.
ОРВ в Узбекистане направлен на то, чтобы выявить проблему и просчитать последствия принятия проекта нормативно-правового акта, а по итогу анализа выявить достижения регулирования, эффективности нормативно-правового акта и последствий, наступивших вследствие применения методов регулирования.
Для того, чтобы провести ОРВ, создается рабочая группа юристов, экономистов, представителей экспертно-аналитических групп, работающих в государственных органах, а также сотрудников, назначенных ответственными за эту оценку.
Согласно постановлению, отчет ОРВ должны изучить: Министерство экономического развития и сокращения бедности – на предмет воздействия на предпринимательскую деятельность, Антимонопольный комитет – относительно воздействия на конкуренцию, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды – на предмет воздействия на окружающую среду.
624views0replies
0

Комментарии