На 59-й Международной художественной выставке – Венецианской биеннале Фонд развития культуры и искусства Узбекистана представит выставку Dixit Algorizmi – The Garden of Knowledge. Это первый павильон страны на биеннале Арте, который открывается менее чем через год после дебюта Узбекистана на 17-й Международной архитектурной биеннале в Венеции. Об этом UzNews.uz сообщили в пресс-службе Фонда.
На протяжении всей выставки павильон будет перестроен в пространство для встреч и обмена мнениями, где будет проходить публичная программа мероприятий, семинаров, перформансов и бесед.
Dixit Algorizmi уделяет особое внимание концепции алгоритма – изобретения, ответственного за большую часть того, как работает современный мир, и его создателю, эрудиту IX века, «отцу алгебры» и «дедушке информатики» Мухаммаду ибн Мусе аль-Хорезми, который родился и вырос в современном узбекском городе Хива.
«Уже второй год мы участвуем в Венецианской биеннале, и после успешного открытия в прошлом году мы возвращаемся с новыми вдохновляющими идеями и вызовами миру современного искусства. Мы гордимся тем, что в этом году мы можем представить наш проект через наследие всемирно известного деятеля Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми, чей Дом мудрости послужил платформой для важнейших научных открытий и стал основой всех последующих работ в мире современной науки.
Мы благодарны нашим кураторам, которые смогли переосмыслить ценности великого ученого через призму искусства и подойти к вопросам, столь актуальным сегодня», – сказала Саида Мирзиёева, заместитель председателя Совета Фонда развития культуры и искусства.
Физический центр павильона – это инсталляция в помещении, переосмысляющая тысячелетнюю формальную традицию персидских и вавилонских садов, отсылает к месту, где аль-Хорезми разработал большинство из этих крупных исследований: Дому мудрости в Багдаде.
«Творчество и наследие аль-Хорезми являются блестящей иллюстрацией этого сложного и многолинейного процесса. Он один из самых выдающихся ученых в истории человечества, знаменитый при жизни и легендарный после смерти, и все же мы мало знаем о нем, о его жизни и даже о том, как он выглядел. Мы очень рады, что тема, выбранная куратором Чечилией Алемани, соотносится с идеями и текущими миссиями фонда в области современного искусства, поскольку мы сейчас находимся на пути продвижения междисциплинарного подхода в каждом аспекте нашей деятельности. Выставка представит не только визуальные, но и очень глубокие академические и концептуальные активы, которые останутся в павильоне на протяжении всего периода Биеннале», – сказала Гаянэ Умерова, исполнительный директор Фонда развития культуры.
Внутренний ландшафт павильона дополнит заказной саундскейп, созданный в сотрудничестве узбекского музыканта Аброра Зуфарова и художника и композитора из Парижа и Токио Чарли Таппа. Их новый проект, основанный на звуке, исследует, как искусственный интеллект реагирует на наборы данных незападной музыки. Резкий отход узбекского классического стиля от западной музыкальной теории иногда обрабатывается музыкальными алгоритмами искусственного интеллекта как шум, а не как музыка, создавая образцы музыкального глитч-арта.
По замыслу в Dixit Algorizmi не представлены постоянные произведения пластического искусства. Вместо этого в пространственном и звуковом «The Garden of Knowledge» павильона будет организована ротационная программа семинаров и публичных мероприятий с участием художников, ученых, писателей, исполнителей, историков и других практиков, чья работа связана с технологиями и их последствиями.
Павильон предложит участникам создать произведения искусства, которые будут постепенно заселять сад в течение восьми месяцев работы выставки. Первая итерация Dixit Algorizmi была представлена в Центре Современного искусства в 2021 году.