Большая проблема большой страны
В марте месяце 2020 года на совещании под руководством президента были озвучены актуальные проблемы, а также подвергнута критике кадровая политика в сфере экологии. На мероприятии обсуждались факторы негативного воздействия на окружающую среду, большой объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, ущерб флоре и фауне.
Однако одной из основных проблем, которая никуда не делась с тех пор и которую предстоит решить — это проблема переработки отходов, которая с каждым годом приобретает всё более масштабный характер и наносит непоправимый ущерб природе и здоровью граждан.
В сущности, решениями проблемы могли бы стать:
— Помощь частному сектору, который практически не участвует в переработке отходов (хотя ежегодно образуется более 7 млн тонн бытовых отходов, а из них перерабатывается лишь 19%);
— Сокращение полигонов по закапыванию мусора, а также введение в строй полигонов по переработке отходов;
— Обеспечение полигонов современным оборудованием.
Но были ли приняты какие-либо меры спустя два года?
Доходы от отходов
Регулярно частные компании по утилизации мусора выделяют из своего оборота:
— 5% денежных средств в республиканское объединение специализированных предприятий санитарной очистки и дополнительно 5% на финансирование деятельности центров санитарной очистки. Эти средства частные компании обязывает выплачивать государство, обосновывая это тем, что деньги пойдут на улучшение сферы, а именно: совершенствование материально-технической базы, помощь с закреплением территорий за частным сектором и обеспечение условий для сортировки отходов.
— до 15% - контролерам за сбор платежей у населения за оказание услуг по вывозу мусора. Эти расходы облагаются единым социальным налогом (12%, или 1,8% от общей суммы), а также налогом на прибыль (15%, или 2,25% от общей суммы), поскольку являются «невычитаемыми расходами».
Получается, бизнес собирает свои же деньги, но сначала отдает их Госкомэкологии. Однако, после вычета вышеуказанных расходов, остается всего лишь 70% от общего объема выручки. Справедливо ли это?
Еще в 2020 году многомиллиардная задолженность населения за частные услуги по санитарии и вывозу мусора негативно влияла на работоспособность кластеров. При этом, Бюро принудительного исполнения вело взыскание задолженностей по услугам электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, однако задолженность по вывозу мусора у населения не взыскивалось. С момента прекращения взыскания платежей за вывоз мусора у населения со стороны инспекторов БПИ прошло 2 года. Тем не менее, проценты от поступления сбора денег организации, относящиеся к Госкомэкологии, продолжают брать со всех госпредприятий и с предпринимателей, хотя ГУП «Сувсоз», Электрические сети и АЖ «Худудгазтаъминот» защитили свои права и вернули эти 10% себе.
На данный момент дебиторская задолженность только у 3-4 компаний по утилизации мусора составляет 22 040 057 273 сумов, а у всех частных предприятий превышает 100 млрд сумов.
Мусорный кризис
Очевидно, что сфера обращения с бытовыми отходами в стране находится в критическом состоянии. Не строится ни крупных заводов, ни сортировочных полигонов. Уже существующие полигоны не функционируют, так как государство не стимулирует эксплуатацию данных линий. Полигоны, построенные ГУП «Тоза Худуд», не соответствуют санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям.
Всё это приводит к тому, что отходы, скопившиеся в одном месте и не отсортированные, загрязняют окружающую среду. Этот процесс будет продолжаться в течение следующих столетий.
Нужно понимать, что сфера обращения с бытовыми отходами включает в себя не только полигоны, но и вывоз бытовых отходов населения, дальнейшую сортировку, переработку, а также современную утилизацию. Такая целостная система необходима для того, чтобы мусор не закапывался на полигонах, а фильтрат из отходов не уходил глубоко в подземные воды (из этих же подземных источников будущее поколение будет пить воду!).
А чтобы обеспечить эту систему, нужна помощь частного сектора, что закреплено в постановлении президента о создании благоприятных условий для реализации проектов государственно-частного партнерства и инвестиционного климата. Документ, к слову, вступил в силу больше года назад.
Хаос в частном секторе
Согласно постановлению, закрепление дополнительных территорий по оказанию услуг санитарной очистки за частными предприятиями способствовало бы стабильному развитию частного сектора. Но фактически происходит бессистемное объявление тендеров по проектам государственно-частного партнерства в сфере бытовых отходов.
Так, предприниматели без опыта работы в данной сфере и четких обязательств со стороны Госкомэкологии, а также при небольших штрафных санкциях, в большинстве случаев не обладают навыками грамотного обращения с отходами.
Это, в свою очередь, может привести к анархии (предприниматели, не имея опыта и знаний, начнут хаотичное приобретение оборудования по обработке отходов, от которого будет больше вреда, чем пользы) и образованию дополнительных «проблемных» предприятий.
Что на данный момент происходит в области обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) в Узбекистане?
— Систематическое нарушение графика по вывозу ТБО у населения;
— Увеличение дебиторской задолженности по платежам за оказание услуг по вывозу ТБО;
— Систематическое возгорание полигонов ТБО по всей республике;
— Распространение полиэтиленовых пакетов вокруг полигонов на несколько километров;
— Отсутствие сортировки при утилизации ТБО (вываливание отходов на полигон и их закапывание), что приводит к неэффективному и неполному циклу обращения с отходами, и, как следствие, не позволяет переработать их.
Возможно, это происходит по причине отсутствия устойчивого развития бизнеса в данной сфере и поддержки со стороны государства.
В результате этого, сфера остается один на один со своими проблемами. Госкомэкологии не способствует развитию сферы, а является карательным органом, что приводит к разрушению системы по обращению с отходами и отсутствию полной перспективы её развития.
Как можно исправить ситуацию?
Рациональнее было бы обеспечить все области предприятиями по переработке мусора и распределить их по районам. Например, одно предприятие отвечает за пластик, другое — за алюминий, третье — за бумагу и так далее. Это способствовало бы развитию системы обращения с отходами по всей республике, так как на данный момент многие предприятия, не желая связываться с местными отходами, импортируют сырье для своих производственных мощностей из стран ближнего зарубежья.
У любого производства есть «хвосты». Так и при переработке отходов остается часть, которую невозможно переработать и необходимо утилизировать, что создает дополнительный объем отходов на полигонах страны.
А пока нет ни единой системы переработки, ни рационального распределения мощностей, о развитии отрасли переработки мусора не может быть и речи. В настоящее время крупные предприятия по переработке мусора, оказавшиеся в тяжелом положении, задумываются о прекращении деятельности.
Будет ли этим вопросам уделено должное внимание и изменится ли ситуация в стране — пока остается вопросом.