Минюст разработал проект закона РУз «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд на условиях компенсации». Законом предусматривается установление процедур изъятия для общественных нужд земельного участка либо его части, принадлежащих физическим и юридическим лицам на правах пожизненного владения с правом наследования, постоянного владения, срочного (временного) пользования, аренды, а также предоставления компенсации правообладателям земельного участка и объектов недвижимого имущества, расположенных на нем.
Основания для изъятия земельных участков
Законом предусмотрен перечень оснований, при которых земельные участки могут быть изъяты для общественных нужд. Это:
— Предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания специальных экономических зон и их функционирования;
— Выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров;
— Разведка и разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением месторождений общераспространенных полезных ископаемых);
— Строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог республиканского и местного значения, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, инженерных объектов и линий системы энергетики и связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей, системы ирригации и мелиорации;
— Исполнение утвержденных генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств госбюджета;
— Реализация проектов, предусматривающих строительство за счет централизованных инвестиций государственных учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты, указанных в государственных инвестиционных программах.
Запрещается толкование изъятия земельных участков для любых иных целей.
Для возмещения причиненного физическим и юридическим лицам ущерба в связи с изъятием земельных участков будут созданы Централизованные фонды и компенсационные комиссии.
Подготовка документов для изъятия земельных участков
В случае принятие законопроекта, инициатор должен осуществить следующие процедуры: выявить участок, подготовить соответствующие обосновывающие материалы, внести их в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты Ташкента, областей, затем направить запрос в территориальные органы строительства в структуре Министерства строительства, а также в территориальные управления Палаты государственных кадастров Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете. Затем, определив предварительный размер компенсации, инициатор должен согласовать материалы с наблюдательным советом. Наблюдательный совет в течение пяти рабочих дней письменно согласовывает либо отказывает в согласовании Совету Министров Республики Каракалпакстан, Ташкентскому городскому, областным или районным (городским) хокимиятам.
Вопрос соответствия инициативы изъятия земельного участка и оправданности затрат относительно ожидаемого результата будет рассматриваться на очередном открытом заседании Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, местных Кенгашей, созываемом после внесения обосновывающих материалов. Только после этого принимается решение о проведении открытого обсуждения инициативы либо об отклонении инициативы, которое будет размещено на официальном сайте и других официальных страницах в социальных сетях Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента или районов (городов), а также в СМИ.
В открытом обсуждении будут принимать участие правообладатели и представители СМИ с обеспечением аудио- и видеофиксации процесса обсуждения. Открытое обсуждение считается проведенным, если на нем приняли участие две трети правообладателей. По итогам обсуждения инициатором составляется протокол, который подписывается инициатором и всеми правообладателями, участвовавшими в открытом обсуждении. На следующий рабочий день после оформления протокол в полном объеме публикуется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкент или районов (городов) на их официальных сайтах, а оригиналы протокола и акты направляются в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, местные Кенгаши.
После представления протокола и актов по итогам общественного обсуждения в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, местные Кенгаши в течение одного месяца аппаратом Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, секретариатами местных Кенгашей подготавливается проект решения об изъятии земельного участка для общественных нужд на условиях компенсации.
Только после этого Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента или районов (городов) осуществляют работы по заключению соглашения с правообладателей по условиям, видам и размеру компенсации.
Размер компенсации
Размер, виды и срок предоставления компенсации, а также сроки освобождения недвижимого имущества правообладателем после предоставления компенсации в полном объеме предусматриваются в соглашении. При этом, срок освобождения недвижимого имущества не должен превышать 6 месяцев начиная со дня предоставления компенсации в полном объеме.
Порядок предоставления компенсации
Видами предоставляемой компенсации являются:
— Денежные средства, в том числе для временной аренды жилых и нежилых помещений;
— Предоставление в собственность иного объекта недвижимого имущества;
— Земельный участок;
— Иные виды компенсаций, предусмотренные в Соглашении.
По соглашению сторон, правообладателю может быть предоставлено несколько видов компенсации с учетом оценочной стоимости недвижимого имущества.
Срок предоставления вновь построенного объекта недвижимого имущества взамен сносимого недвижимого имущества не должен превышать 24 месяцев со дня предоставления другого объекта недвижимого имущества во временное пользование. В случае не предоставления нового объекта недвижимости в указанный срок, инициатор выплачивает правообладателю пеню в размере 0,05% оценочной стоимости снесенного или сносимого недвижимого имущества за каждый день просрочки.
Регулярный мониторинг своевременной выплаты компенсации
Мониторинг ведется компенсационными комиссиями через отдельный раздел единой информационной системы Государственного реестра объектов недвижимого имущества. В системе открывается личный кабинет для секретарей компенсационных комиссий.
При выявлении случая невыплаты компенсации своевременно и в полном объеме, компенсационная комиссия на своем заседании рассматривает результаты мониторинга, принимает решение рекомендательного характера по предотвращению возникновения спора по компенсации и направляет инициатору, допустившему несвоевременное и неполное предоставление компенсации.
Обжалование решений
Сторона, не согласная с решением Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, местных Кенгашей об изъятии либо отказе в изъятии земельного участка, а также сносе объекта недвижимого имущества, может обратиться в суд.