По информации Комиссии США по международной религиозной свободе, несмотря на освобождение тысяч заключенных с конца 2016 года, в тюрьмах Узбекистана до сих пор находится свыше 2 тыс. религиозных и политзаключенных. 1176 заключённых отбывают свое наказание в колониях, 1000 человек - в колониях-поселениях. Получается, что наказание по религиозным и политическим мотивам отбывают 2176 граждан, а это около 10% всех заключённых в стране. К концу прошлого года в 43 тюрьмах содержалось 22867 осуждённых.
Исследование было подготовлено на основе данных правительства, бесед с чиновниками, лицами, недавно освобождёнными из тюрем, правозащитниками и родственниками нынешних заключённых, а также судебных документов.
В отчете рассказывается о 81 религиозном заключенном, по которым нет достоверных доказательств, что они действительно участвовали или были связаны с насилием, угрозами насилия, подстрекательством к насилию или любому другому преступному поведению.
«Дела религиозных и политических заключенных вызывают серьезную озабоченность в области прав человека и свободы вероисповедания и должны быть срочно рассмотрены правительством с целью их немедленного и безоговорочного освобождения. Эти случаи также должны быть приоритетными для международных партнеров Узбекистана, включая правительство США, ЕС, Великобританию, механизмы ООН и дипломатические миссии в Узбекистане», - говорится в отчете.
В документе также говорится о жестоком обращении с религиозными заключенными, а также о произвольном продлении сроков тюремного заключения.«Большинство заключенных, представленных в отчете, сообщили о пытках и жестоком обращении, а также об отказе при запросе правовой защиты или доступе к адвокату во время ареста и суда. Кроме того, наблюдается тревожная тенденция к произвольному продлению сроков наказания религиозных заключенных во время их заключения», - отмечается в документе Комиссии США.
Несмотря на отмену статьи 221 (неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания) Уголовного кодекса, часто использовавшейся в былые годы для произвольного продления сроков тюремного заключения религиозных и политических заключенных, значительное число заключенных все еще находятся в заключении из-за осуждения по новым обвинениям во время пребывания в тюрьме.
«Правительство не представило конкретных данных об этих повторных приговорах для религиозных заключенных. Но это исследование показывает, что такое наказание охватывает многих заключенных, осужденных по статьям 159, 216, 244 и другим статьям Уголовного кодекса Узбекистана, связанного с экстремизмом, и влечет за собой новые тюремные сроки от 6 до 18 лет лишения свободы. Правительству рекомендуется конкретно изучить каждого нынешнего заключенного, чье дело было связано с продлением срока действия статьи 221 или вынесением приговора во время содержания в заключении», - говорится в отчете.
В список отчета Комиссии США попали заключенные - Тохир Жуманов, Миразиз Мирзахмедов, Равшан Каримов, Джамшидбек Атабеков, Шамсиддин Гиясов, Рустам Турназиев, Номоз Нормуродов, Шухрат Усманов и другие, которые были осуждены на длительные тюремные сроки. Отдельно отмечается, что заключенному Авазу Тохтаходжаеву пять раз продлевался срок тюремного заключения с момента его первоначального приговора в 1999 году.