• 12 910 сум
    -14.77
  • 14 661 сум
    40.1
  • 160 сум
    -0.16
  • МРОТ
    1 155 000 сум
  • БРВ
    375 000 сум
Ру
  • 12 910 сум
    -14.77
  • 14 661 сум
    40.1
  • 160 сум
    -0.16
  • МРОТ
    1 155 000 сум
  • БРВ
    375 000 сум
Реклама 31 мая 2021

«Исламские банки: не конкуренты, а партнеры»

Эксперт РАЭИФ, генеральный директор PAYMO Russia Хусан Умаров объяснил, почему исламский банкинг необходимо развивать в Узбекистане.

2097
0

В 2021 году все оказались перед лицом новой реальности, в которой три «кита» традиционной экономики: надежность, совершенность, устойчивость — пошатнулись. 

Мировая экономика первой почувствовала перемены и совершила стремительный поворот в сторону молодого финансового инструмента – исламского банкинга, который построен на:

•    фундаменте партнерских отношений;

•    крепкой религиозной составляющей.

По словам генерального директора PAYMO Russia Хусана Умарова, сторонники исламской экономики не держатся за «коровьи хвосты». Так метафорично пророк Мухаммад (с.а.в.) назвал продажу товаров в кредит. Необоснованное обогащение («риба») запрещено. Получение прибыли – допустимо, получение процента – нет.

Однако многолетняя кредитная кабала – главный столп западной экономики способна оставить сотни тысяч простых граждан по всему миру без жилья и работы. И американский кризис 2008 года это ярко продемонстрировал, а постпандемийный 2021 год от него не отстает.

«В исламских финансах банк не карательный орган. Он не отнимет твой дом и не снимет последнюю рубашку. Это твой партнер, соучастник, инвестор и даже друг. Простой пример: если ты разбил машину и не застраховал ее, банк понесет убытки вместе с тобой. Если ты задержал платеж, банк не снимет с тебя штраф», - пояснил Умаров Хусан. 

Все риски пополам – именно так выглядит «справедливость» в понятии ислама. Например, исламский инструмент «такафул» переводится как «защищать друг друга», «салям» дает гарантию от повышения цен, а «сукук» запрещает проценты.

Перспективы очевидны. Услуги – разные, конкуренты − сильные, финансово прозрачные. Договоры – в пользу клиента, а не банка. Инвестиции в такие спорные отрасли, как производство табака, алкоголя, торговля оружием, наркотиками – под строгим запретом («харам»).

На карте мира исламским банкингом охвачено уже свыше 70 стран из 251 существующих. Иран и Судан уже в 2019 году были полностью отданы исламскому банкингу, а Саудовская Аравия и Бруней – на 70% и 65% соответственно. 

Валовые активы исламских банков превысили $2,5 трлн. Эксперты уверяют, что через 15 лет исламские финансы превратятся в глобальный банкинг. Его темпы роста уже превышают традиционные — 15-20% против 5%.

По мнению эксперта РАИЭФ, все это будет возможным, если создать под «исламские финансы» правовую базу в законе многих стран. Перспективы исламского банкинга осознали Великобритания, Казахстан, всерьез задумались США, Латинская Америка, Южная Африка и неисламская Азия – Гонконг и Сингапур. Подтягивается Узбекистан по инициативе президента Республики Шавката Мирзиёева.  

Ясно одно: исламский банкинг помог понять, что можно и по-другому. И это «другое» не менее эффективно, чем то, к чему уже давно привыкли.

На правах рекламы

2097
0