«Эл-юрт умиди» – это что?
«Эл-юрт умиди» – государственный фонд, который присуждает полные стипендии на обучение и проживания в передовых странах по пяти направлениям: бакалавриат, магистратура, докторантура, стажировка и повышение квалификации.
Стипендия, предназначенная для всех?
Возникает вопрос, неужели любой желающий может подать на стипендию и учиться за рубежом в топовом вузе абсолютно бесплатно? Ответ фонда – да, любой. Любой... кто работает на государство.
Перед подачей документов кандидат должен иметь письмо-гарантию от финансового попечителя, который в случае провала студента, получения оценок ниже 70% и других «происшествий», прописанных в договоре, покроет всю сумму обучения вместо фонда. И еще одно «необычное» требование – наличие работодателя, который обеспечит его работой по приезде в страну. Немаловажное уточнение - и финансовый гарант, и работодатель должны быть государственными предприятиями или же компаниями, где есть доля государства. Если таковых у кандидата не имеется, он автоматически пролетает. Как обычный выпускник школы должен найти госпредприятие готовое сразу принять его на работу, а также взять на себя финансовые риски, достигающие до нескольких сотен тысяч долларов в случае невозврата или провала студента, - вопрос сложный.
Стоит отметить, что помимо перечня документов абитуриентам, поступающим в магистратуру и докторантуру нужно иметь стаж работы в выбранной сфере не менее двух лет. И вуз должен входить в топ-300 лучших вузов мира согласно одному из международных рейтингов (Times Higher Education, QS и другие).
«Неправильно поняли»
В этом году после объявления результатов распространилась новость, что стипендиатам отказываются платить, ссылаясь на баснословную сумму контракта. Во многие СМИ, в том числе и в UzNews.uz, обратились стипендиаты, среди них есть и будущий студент Стэнфордского университета (топ-3 в мире по версии Times Higher Education). Они рассказали о Telegram-сообщении директора фонда Адхама Бекмурадова, в котором он утверждает, что выше $20000 фонд оплатить не сможет. Со слов стипендиатов, им предлагали либо «выбить» у своих университетов скидку, либо учиться в менее престижных. А следовательно, и менее дорогих вузах-партнерах фонда, либо не ехать вообще. Фонду даже не обязательно было выписывать им формальный отказ – ведь если вовремя не подать документы в посольство, стипендиат автоматически оказывается в пролете. К слову, ни в одном положении или указе, регулирующих деятельность фонда, нет никаких ограничений по поводу суммы обучения.
Kun.uz снял репортаж об этом инциденте и в скором времени после его выхода, по словам одного из источников, фонд «навестили» люди из администрации президента, и тогда ситуация была урегулирована. Студентам подписали соглашения о выплате суммы обучения.
Для разъяснения ситуации мы обратились в фонд. С нами общались пресс-секретарь Мирзие Содиков и заместитель директора Одилжон Сатторов. Отдельно хочется отметить, что фонд, в отличие от многих других государственных учреждений, открыт к диалогу с прессой и проводит его на должном профессиональном уровне.
Мы хотели поговорить с директором, которому принадлежат сообщение о $20000 и борозды правления фонда, но его на месте не было. Как ни странно, стипендиаты тоже подтверждают, что директор практически всегда отсутствовал во время всего процесса с выдачей грантов (о чем можно удостовериться по существованию сообщения, а не очного разговора). На самом деле, Адхама Бекмурадова понять можно, ведь он является ректором Академии государственного управления при Президенте Узбекистана, членом правления Центрального банка и в то же время директором фонда, и успевать присутствовать везде не так уж просто. Является ли это очередным примером двоевластия, где все управление лежит на его заместителе, - вопрос открытый.
Фонд отрицает как существование письма, так и визит со стороны администрации президента.
«Никто не говорил ни одному из стипендиатов, что платить не будут. Фонд вел переговоры со всеми университетами, в которых будут обучаться победители, о предоставлении им скидок, так как фонд и выделяемые средства - государственные. Поэтому процесс, возможно, немного затянулся», - прокомментировал замдиректора Одилжон Сатторов.
Он признался, что многие вузы отказали в предоставлении скидок из-за поздней даты обращения, с некоторыми же удалось договориться и начать сотрудничество. Примером может служить Университет Аризоны, который после переговоров согласился дать скидку в размере 20% от стоимости обучения всем нашим стипендиатам.
«На данный момент мы подписали все необходимые документы стипендиатам, и в скором времени они получают визу. Кстати говоря, поскольку они являются призерами государственного фонда, у посольств иностранных государств возникает меньше вопросов относительно выдачи виз. А уже во время обучения с ними ведется постоянный диалог об их физическом, ментальном и финансовом состояниях, их приглашают на мероприятия, организованные нашими посольствами за рубежом, и много других привилегий», - рассказал нам Одилжон Сатторов.
Мы также спросили насчет критериев, которыми фонд руководствуется при решении о выделении гранта. Помимо направления обучения студента, комиссией, где есть профессиональные психологи, учитывается и его «желание» вернуться и работать на благо родины. И в этом вопросе, в отличие от того же фонда «Умид», «Эл юрт умиди» намного эффективнее – из 1002 отправленных студентов, 940 уже вернулись в Узбекистан.
Несколько раз в беседе с нами упоминали, что «вопрос со студентами решен». И стипендиаты это подтверждают, с оговоркой, что решился он только после долгой нервотрепки и выпуска Kun.uz.
«Когда я подавал документы для получения гранта, у меня и в мыслях не было не возвращаться, – говорит нам один из стипендиатов на условиях анонимности. – Ведь это моя страна, и тем более она вкладывает в меня такие деньги. Но после всей этой беготни, которую нам устроили, начинают появляться мысли не появляться тут больше».
Деньги для народа?
«Нервно думая о будущем, люди забывают о настоящем», - говорил Конфуций. Надо понимать, что максима эта работает и в обратном направлении. Само существование студентов, учащихся в лучших университетах мира и желающих вернуться и работать на наше государство, став специалистами в своей сфере, - это залог процветания Узбекистана в будущем, и ради этого можно пожертвовать чем-то в настоящем. Ведь в конце концов 142 миллиарда сумов – немалая сумма, которая могла бы пойти на улучшение здравоохранения, образования, социальной сферы. Но все-таки хотелось бы, чтобы при расходовании таких средств, было больше прозрачности и меньше бюрократии.
Стоит признать, «Эл-юрт умиди» – одна из лучших инициатив государства за последние годы, к реализации которой, несмотря на хороших специалистов в команде, есть все-таки некоторые вопросы.
Если вы студент или хотите повысить квалификацию, планируете учиться за рубежом, работаете на государство и имеете финансового гаранта, то можете подать до 20 августа документы для получения стипендии.
Малика Турсунова,
Жасурбек Жабборов