Как известно, для многих футбол – это не просто занятие физической активностью и наблюдение за интересными тактическими схемами, воплощаемыми в спорте. За полутора веков своего существования, футбол занял важное место в сердцах болельщиков по всему миру. По сей день этот вид спорта привлекает новых поклонников, и, как это чаще всего случается, с малых лет. Конечно, наша страна не стала исключением.
В настоящее время в Узбекистане принимаются активные меры по способствованию повышения интереса молодежи к футболу. Так, например, внедряются новые технологии и применяется международный опыт, что, безусловно, со временем поднимет престиж отечественного спорта и поможет нашим спортсменам добиться впечатляющих результатов на международной арене. В нашей статье мы представим мнения тех, кто делает реальные шаги на пути к популяризации этого вида спорта на территории Узбекистана и предлагает свои решения по усилению его влияния на умы наших болельщиков.
Корреспондент UzNews.uz пообщался с управляющим международной компанией “ABC Mobile”, господином Андреем Румянцевым, а также с господином Закировым Фаридом Равильевичем, учредителем германского ООО «LAUREA GERMANIA»* и соучредителем германского ООО «AF Sports Reactive»** о сотрудничестве с ПФК “Локомотив” Ташкент и дальнейших планах по работе на рынке Узбекистана.
Закиров Фарид Равильевич рассказал редакции о потенциале ПФК «Локомотив Ташкент» и на примере клубов с мировой известностью объяснил, каким образом отечественному «Локомотиву» удастся выйти на международный уровень.
Если вы ознакомились с ситуацией в Узбекистане, то вы знаете, что футбольные клубы в Республике находятся при спонсорах и органах управления. Каким образом в такой ситуации узбекскому футбольному клубу удастся разбогатеть?
Фарид Закиров: В первую очередь должен отметить, что с Узбекистаном меня связывают долгие тёплые отношения. В 2016 году ООО «LAUREA GERMANIA» аккредитовало представительство в Республике Узбекистан, которое вот уже 4-й год сотрудничает с узбекистанскими партнёрами. Не смотря на то, что проживаю в Бремене и Казани, хочу подчеркнуть, что провёл детство и юность в Узбекистане, здесь у меня очень много друзей и долгосрочных и надёжных партнёров. В феврале текущего года с огромной помощью надёжных друзей из Узбекистана мы договорились о создании ООО «AF Sports Reactive», и очень быстро создали фирму в Германии.
Относительно Вашего вопроса: абсолютно справедливо, что все клубы узбекской суперлиги в той или иной степени являются дотационными. Допустим, «Локомотив» - это клуб железной дороги; у «Пахтакора» тоже есть свой спонсор. Но если поставить вопрос, как футбольные клубы могут разбогатеть, то здесь могут быть два случая. Первый - это непосредственная работа с болельщиками. Когда вы в Европе смотрите футбол, то обратите внимание, что весь стадион забит. Это и есть несущее звено, потому что сами по себе деньги футбольного клуба формируются из различных квадратиков мозаики: это и продажа телевизионных прав, и маркетинг, и, безусловно, болельщики. В качестве примера можно привести германский клуб «Вердер Бремен», у которого охват болельщиков - это не только вся земля Бремен. Но есть вокруг неё маленькие города, и Бремен, в котором около 600 тысяч жителей, собирает к тому же еще полтора миллиона болельщиков из городов вокруг земли Бремен. И вот за счет этих болельщиков, сезонных карточек, покупки билетов и формируется основная статья дохода.
Огромное значение играет также трансферная политика: футбольные клубы выращивают своих воспитанников и продают. Например, футбольный клуб «Порту» из Португалии за всю свою историю сделал огромное количество трансферов: он покупает в Латинской Америке какого-нибудь юного футболиста, к примеру, Радамеля Фалькао, и продает его за огромные деньги. Кроме того, «Порту» работает не только с футболистами, но и с тренерами. Однако сама специфика стран бывшего Советского Союза на сегодняшний день пока не дает такой размах возможностей, потому что коммерциализация бренда любого футбольного клуба находится пока на довольно низком уровне. То есть на данном этапе нужно совершенствовать работу с болельщиками в целом и, конечно, развивать коммерциализацию в частности.
Что нужно сделать «Локомотиву», чтобы он сравнялся с более-менее известными клубами?
Фарид Закиров: Именно это и делается сейчас. Безусловно, задача «Локомотива» в настоящее время заключается в том, чтобы привлекать иностранных спонсоров посредством узнаваемости. В данном случае, «Локомотив» является связующим звеном, поскольку он показывает бренды в Узбекистане. В дальнейшем, конечно, будут совершены определенные шаги, которые приведут к тому, что мы заключим договор с какими-либо спонсорами, которые принесут конкретные деньги. Предлагаю поговорить об этом после проведённой работы, так как хочу соответствовать старому принципу делового человека: меньше слов – больше дел и сделанной работы.
Какие у «Локомотива» в настоящее время финансовые возможности?
Фарид Закиров: Мы можем сказать, что руководство клуба делает всё, чтобы «Локомотив» был флагманом производства. Стоит особо отметить и подчеркнуть действия заместителя генерального директора Тулабека Акромова. На него можно положиться всегда, он охотно способствует нашим действиям в любых направлениях. Для нас Тулабек Акромов стал примером человека, который болеет за свое дело, который по-настоящему прилагает все усилия для развития клуба и оценивает по делам все, что было сделано, и что делается на данный момент.
Ни для кого не секрет, что в огромной степени популяризации футбола способствуют также информационные технологии. Представитель известной компании ABC Mobile*** Андрей Румянцев рассказал о сотрудничестве с “AF Sports Reactive” и обрисовал основной вектор деятельности организации в нашем регионе. Он также поделился с нами, какие услуги «ABC Mobile» будет предоставлять в Узбекистане и как это поможет развитию отечественного футбола.
Чем занимается компания «ABC Mobile», какие услуги она предоставляет? Какие сервисы она представит в Узбекистане?
Андрей Румянцев: «ABC Mobile» — международный контент-провайдер, с центральным офисом в Таллине, столице Эстонии. Это европейская организация, которая специализировалась до настоящего момента на рынках Европейского союза, предоставляя мобильные сервисы в таких странах, как Румыния, Хорватия, Сербия, Чехия, а также в западно-европейских странах - Испании и Великобритании. В Узбекистане компания предложит уникальный пилотный проект для футбольного клуба «Локомотив Ташкент»: интерактивный голосовой портал. Любой желающий сможет позвонить по бесплатному телефонному номеру, чтобы узнать историю клуба, информацию об игроках, о каких-либо предстоящих матчах, трансферах и так далее. В принципе, обо всём, что потребуется. Также подписаться на рассылки и таким образом проложить дополнительный канал коммуникации между клубом и болельщиками.
Узбекистан – первая страна в СНГ, где компания будет применять свой европейский опыт. Почему именно Узбекистан, какие возможности даёт эта страна?
Андрей Румянцев: Наше появление на рынке Узбекистана — не случайность, это реакция на действия “AF Sports Reactive” по продвижению и позиционированию футбольного клуба в Европейском союзе. Если бы компания сфокусировалась, например, на российском продукте или на чем-то другом, то все могло бы сложиться иначе.
В Узбекистане очень много разных футбольных клубов, почему вы выбрали именно «Локомотив»?
Андрей Румянцев: Клуб «Локомотив» — для нас очевидный лидер. Команда уже побеждала в Чемпионате Узбекистана, имеет значимые награды и профессиональное признание. Мы глубоко благодарны за личную встречу заместителю директора клуба Тулабеку Акромову. Возможность представить голосовые сервисы в Узбекистане именно для «Локомотива» особенно приятна после личного знакомства с господином Акромовым: редко встретишь человека, настолько увлеченного своим делом, болеющего за него, за результат, за коллектив. Рассчитываем, что наш сервис поможет увеличить число людей, постоянно интересующихся жизнью и деятельностью клуба.
Какие услуги предлагает компания и какова их стоимость?
Андрей Румянцев: Наша компания предлагает голосовые премиум-услуги информационно-развлекательного характера, например, прогноз погоды, гороскоп, обучение медитации и другим практикам, диетические методики, советы психологов. Из популярного контента для детей можно отметить сказки, смешные истории. Это добрый мобильный контент, интересный людям. Чтобы его получить, нужно позвонить на специальный номер, согласиться с тем, что услуга платная, и слушать профессиональную аудиозапись.
Можете привести пример известных компаний, с которыми вы уже работали?
Андрей Румянцев: Мы работали с крупными операторами сотовой связи: Orange, O2, Vodafone, A1, VIP, MTel, Movil и другими. Продвижение сервисов осуществляется через крупные платформы, такие как: Facebook, Google, Mgid, Megapush, Admob.
Есть ли у вас конкуренты?
Андрей Румянцев: Рынок Узбекистана развивался в достаточно закрытом виде. Когда мы проводили мониторинг, не обнаружили здесь многих сервисов, типичных для европейских рынков и России. С одной стороны, это хорошо, поскольку люди не пострадали от агрессивной рекламы, токсичных подписок и недобросовестных схем работы. С другой стороны, мы видим здесь потенциал для запуска именно голосовых сервисов, которые отличаются крайне низким количеством жалоб и низкой токсичностью. Люди понимают, что именно они покупают, что они платят за контент. Поэтому не возникает таких проблем, как с «тихими» подписками, когда человек хотел посмотреть какой-то видеоролик в интернете, а через 2 месяца узнал, что у него минус и он должен денег оператору. При работе с нами такой ситуации не возникнет.
От чего будет зависеть стоимость вашей услуги?
Андрей Румянцев: В данный момент мы не готовы озвучить цифры, так как мы определяем конечные коммерческие условия работы на локальных рынках после того, как проведем тестирование сервисов в реальных условиях. Сейчас мы как раз подходим к этой стадии. Благодаря партнерству с клубом «Локомотив», а также искренней поддержке и помощи заместителя директора клуба господина Тулабека Акрамова, наше движение получается быстрым и уверенным, каким оно и должно быть вместе с чемпионами.
Справочно:
* OOO «LAUREAGERMANIA»было создано в 2010 году и предоставляет консалтинговые услуги в области международного сотрудничества. Основными направлениями деятельности являются поиск и улучшение делового партнёрства для предпринимателей из стран ЕС и стран бывшего СССР, консультирование с учётом особенностей ведения бизнеса в различных странах, анализ целевого рынка. (www.laurea-international.com)
**ООО «AF Sports Reactive» было создано 23.02.2019 в день победы ПФК «Локомотив Ташкент» в Суперкубке Узбекистана по футболу 2019 и нотариально организовано в конце марта 2019 года в Германии и предоставляет услуги в области спортивного менеджмента и консалтинга. Внимание компании сфокусировано на стратегическом консультировании и сопровождении карьеры спортсменов в период активного развития, а также тренеров и других экспертов в области развития спорта. (www.afsr.agency)
*** «ABC Mobile» – компания, основанная 1 ноября 2017 года. Аббревиатура ABC расшифровывается как Aggregator, Billing and Content, а также представляет собой широко известную идиому «просто, как ABC», подчеркивающую желание компании разрабатывать удобные и понятные продукты и услуги. Цель компании заключается в создании и продвижении высококачественных контент-услуг для поддержки эволюции мобильных платежей через сотрудничество с надежными партнерами.
На правах рекламы