Особый путь Узбекистана
Гидроксихлорохин (торговая марка «Плаквенил») – противомалярийный препарат, идущий первым в списке ведомства. Минздрав рекомендует его людям, которые контактировали с зараженными, бессимптомным пациентам, а также больным с легкой формой COVID-19. Гидроксихлорохином узбекистанцев лечили с самого начала эпидемии. Однако, 22 июля его убрали из протокола лечения болезни, добавив, что препарат не рекомендуется для профилактики и лечения.
«В начале пандемии не было конкретного лекарства от коронавируса. Применение хлороина, гидроксихлороксина, азитромицина началось в Китае и затем в государствах Европы. Однако в ходе исследований ученых была доказана их неэффективность и даже опасность при лечении больных с коронавирусом», – сказала тогда Клара Ёдгорова, представитель национальной палаты инновационного здравоохранения.
Но спустя 6 дней член штаба по борьбе с коронавирусом при Министерстве здравоохранения Хабибулла Акилов заявил, что «у Узбекистана есть свой опыт лечения больных коронавирусом» и что этим лекарством было вылечено 12 тысяч человек.
И вот, наконец, недавно Минздрав снова включает гидроксихлорохин в протоколы и рекомендует его к лечению. Стоит отметить, что совсем недавно Dori Darmon, некогда госкомпания, а ныне акционерное общество (доля государства сейчас 43%), объявила о поставке крупной партии этого лекарства из Индии. Стоит ли за столь внезапными изменениями в протоколе эта новость, а также новость о том, что врачи, лечащие больных вне больниц (которые как правило никогда не прописывали гидроксихлорохин) будут привлечены к ответственности – вопрос открытый. Председатель правления компании, Умида Салихбаева, зачитала список стран, которые официально внесли гидроксихлорин или хлорохин в протокол лечения. В него вошли такие развитые страны, как Беларусь, Украина, Венгрия, Польша, Малайзия, Турция и Грузия. Руководитель Dori Darmon заметила, что вопрос Плаквенила является политизированным и посоветовала «слушаться» Минздрав и практикующих врачей, а не «каких-то оракулов, которые самостоятельно открывают сайты и вводят в заблуждение население».
Мы решили последовать совету главы Dori Darmon и прочитать доклады практикующих врачей и ученых. Так, группа европейских докторов в ведущем научно-исследовательском институте Бельгии – Лёвенском Католическом Университете – проводя эксперименты на животных, обнаружила «полное отсутствие эффекта от гидроксихлорина». Группа британских ученых при содействии Оксфордского Университета, в свою очередь, провели уже клинические исследования (испытания на людях). 1561 человек проходили лечение гидроксихлорохином, а 3155 – без него. В результате исследования выяснилось, что применение гидроксихлорохина не снизило смертность, более того, лечившиеся вышеупомянутым противомалярийным препаратом чаще подключались к аппаратам ИВЛ, чаще умирали, и в среднем дольше находились в больнице.
Всемирная Организация Здравоохранения считает, что «применение гидроксихлорохина не приводит к сокращению смертности среди пациентов с COVID-19 по сравнению со стандартом оказания помощи».
Немецкий профессор Вернер Бер, работающий консультантом по профилактике распространения коронавирусной инфекции в центральном штабе по борьбе с COVID-19 при Министерстве здравоохранения Узбекистана, также подтвердил неэффективность гидроксихлорохина при лечении ковидных больных.
Ещё один особый путь
Недавно по всем федеральным российским СМИ было объявлено об изобретении «первого в мире самого эффективного отечественного препарата прямого действия против коронавируса» – Авифавире (действующее вещество Фавипиравир – тоже включен в список рекомендованных лекарств нашим Минздравом). Чуть позже и у нас объявили о скором запуске производства фавипиравира.
Разберемся, что международные исследования говорят о нем. Сначала следует отметить, что «первый российский» препарат прямого действия против коронавируса был разработан в Японии еще в 2014 году и был зарегистрирован под торговой маркой Авиган (действующее вещество Фавипиравир) как препарат для лечения гриппа. Препарат не пользовался особой популярностью, пока в 2019 не началась пандемия.
Корпорация Fujifim – производитель Авигана – в мае 2020 захотела зарегистрировать его как лекарство от COVID, однако Минздрав Японии тогда отказался включить его в рекомендации, ссылаясь на отсутствие каких-либо научных доказательств его эффективности. В 2019 году, по истечении патентной защиты Авигана, в России взяв за основу действующее вещество – Фавипиравир, добавив вспомогательные средства, торжественно объявили об изобретении первого в мире лекарства от коронавируса.
Создатели фавипиравира, японцы, кстати, решили использовать для борьбы с ковидом американский Ремдесивир.
Помимо анализа этого средства в Японии, в апреле нынешнего года американское Управление по надзору за едой и лекарствами (FDA) проводило исследование сразу нескольких препаратов для борьбы с COVID, которое не выявило прямого противовирусного эффекта у Фавипиравира. В ранее упомянутом исследовании на животных от Лёвенского Католического Университета также отмечался слабый противовирусный эффект фавипиравира.
Принять таблетку и… не родить?
Хоть Минздрав и призывает людей принимать каждый препарат строго по рекомендации и выписке врачей, все мы осознаём уровень контроля продажи лекарств «строго по рекомендации» в нашей стране. Поэтому редакция считает необходимым проинформировать о побочных действиях и противопоказаниях вышеупомянутых препаратов, о которых Минздрав не посчитал нужным упомянуть в дополнении к списку.
Основной и самый серьезный побочный эффект гидроксихлорохина – нарушение зрения после длительного использования. «На сегодняшний день нет достаточных клинических оснований для заключения об эффективности и безопасности данного препарата в лечении COVID-19 […] Любое использование препаратов данного действующего вещества для лечения COVID-19 является применением вне показаний, указанных в инструкции по медицинскому применению препарата», – пишет производитель на своем официальном сайте.
Фавипиравир, в свою очередь, строго противопоказан не только беременным женщинам, но и мужчинам, планирующим зачатие. Препарат настолько серьезный, что мужчинам после окончания приема препарата надо будет прождать 3 месяца, пока зачатие станет безопасным, женщинам – 1 месяц. Кроме того, кормящим матерям придется отказаться от грудного вскармливания на время применения препарата, а также в течение 7 дней после его окончания, следует из инструкции выпущенной российским Минздравом.
Заключение
Новый вирус, как это обычно бывает вызывает полемику о методах его лечения среди учёных, чем непременно пытаются воспользоваться заинтересованные лица. Вы сами можете заметить: в то время, как одни страны внедряют одно лекарство, другие - категорически его запрещают. Поэтому единственное, что нам остаётся сказать, - ваше здоровье в ваших руках.
Жасурбек Жабборов