Поиск
RUUZ

Общество

То, о чем не говорят: почему люди совершают суициды в Узбекистане?

Проблема самоубийств в Узбекистане настолько перегружена моралью, менталитетом и религией, что о ней говорят совсем мало. Но молчание не меняет действительности, а порой даже усугубляет ситуацию: люди думают о суициде как о способе спасения, совершают его или находятся «на краю пропасти». Корреспондент UzNews.uz Малика Турсунова решила пролить немного света на этот мрачный вопрос и попытаться раскрыть тему. 

2427views27replies
0

Иллюстрация

Люди молчат, цифры говорят сами за себя
Несмотря на то, что число самоубийств в мире за последние 20 лет уменьшилось на 36%, они унесли больше жизней, чем войны и убийства. Каждая сотая смерть – суицид. Что касается Узбекистана, то по данным ВОЗ 2019 года, примерно 2870 человек ежегодно сводят счеты с жизнью. Не нужно забывать и то, что эта тема довольно деликатна и, возможно, цифры могут быть заниженными.
Парадоксально, но в проведенном нами соцопросе* на вопрос: «Как вы относитесь к самоубийствам?» – абсолютное большинство, примерно 72% респондентов, отнеслось к этому акту крайне негативно. Тогда почему цифра суицидов по-прежнему высока в Узбекистане?
Почему люди находятся на краю пропасти?
Стоит так же отметить, что у 37% опрошенных* были мысли о суициде. Цифры действительно страшные.
Суицидологи всего мира размышляют над проблемой самоубийства, исследуют взаимосвязи самоубийства и множества факторов, которые могли бы повлиять на него. Но все эти опыты не привели к какому-либо выводу и всеобъемлющей теории, объясняющей, почему люди решаются распрощаться с жизнью. Всё очень индивидуально.
Но, конечно, оставлять все как есть мы не могли и решили поговорить с суицидологом, главным врачом психоневрологического диспансера №2 в Ташкенте Гульнарой Пирлиевой:
«Есть наиболее распространенные пять групп проблем, с которыми сталкиваются суициденты:
Работа: неудачи в выполнении конкретных задач, конфликты с коллегами, начальником или подчинёнными.
Семья: неразделенная любовь, развод, брак не по согласию, болезнь или смерть близких;
Антисоциальное поведение человека: страх уголовной ответственности, боязнь позора;
Здоровье: психические заболевания, хронические заболевания, физические недостатки (дефекты речи, особенности внешности, воспринимаемые как недостаток), половая несостоятельность;
Материально-бытовые трудности…», – перечислила врач.
«Также у нас распространено мнение о том, что целью психологов и психотерапевтов, которые работают в психоневрологических диспансерах, является взять человека на учет или поставить крест на его судьбе, назвав какой-нибудь психиатрический диагноз. Это не так. Их настоящей целью является помощь людям, которые попали в трудную ситуацию, причем помощь правильная, грамотная и бесплатная», – добавила Гульнара Пирлиева.
Это – мировые тенденции, но их можно проецировать и на наш народ. «Очень часто к нам обращаются подростки, - заметила консультирующий психолог в клинике Smartline Гульсанам Каримова. – И обычно со схожей проблемой: сначала родители не обращают внимания на детей, а потом, когда они достигают подросткового возраста, начинается давление и жесткий контроль. «Это не надевай», «С ним не общайся», «Ты уже взрослый, подумай о своем будущем» – так родители «просыпаются». Также подростки начинают задумываться об этом самом будущем и, не находя какую-то глобальную цель и смысл жизни, теряют к ней вкус. Немаловажную роль играет буллинг (травля) в школе со стороны учителей и одноклассников.
А если посмотреть на поколение постарше, то самая популярная проблема среди них – создание собственной семьи. У парней – нежеланная невеста, выбранная родителями, внешними факторами, родственниками… кем угодно, но не ими самими. У девушек – также брак против их воли, плохие отношения с семьей мужа или с ним самим, физическое и психологическое насилие. А еще к причинам можно отнести неумение говорить «нет» родителям и соглашаться, чтобы они выбирали твою дальнейшую судьбу».
Еще оба специалиста отметили, что среди подростков популярен так называемый демонстративно-шантажный суицид, когда они кончают с собой, чтобы «показать, кого они потеряли». Демонстрация этого намерения – «крик помощи», попытка обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. 
Недоверие к специалистам
По словам Гульнары Пирлиевой, главная роль в поддержке людей, переживающих кризис, отводится специалистам (суицидологам, психиатрам, психотерапевтам, психологам и другим). И, в основном, они занимаются пропагандой знаний, способствующих психическому оздоровлению общества, организацией практической помощи лицам, совершившим суицидальную попытку, в плане их «психологической реанимации» и социально-трудовой реабилитации.
Но отношение к психологам и психотерапевтам в республике смешанное. И наш опросник* был составлен именно с целью, узнать больше об этом отношении. Например, 75.7% опрошенных не посещали психолога никогда с большей вероятностью (40.6%) потому, что, по их мнению, они в этом не нуждаются. Вторая причина непосещения психолога – дороговизна и отсутствие свободного времени (по 24.2% каждая). А дальше идут пункты «Я не доверяю» (15.3%), «Я не психически больной» (10.3%), «Я не нашел специалиста» и тому подобное.
Но из тех, кто посещал психолога, 25.8% решили для себя, что больше не обратятся к нему, так как опыт был негативный.
Умение высказываться и не держать всё в себе, чтобы предотвратить тревожные мысли, очень важно в борьбе с депрессией. Кстати говоря, поскольку мужчины считаются более «молчаливыми», «сильными» и предпочитают не делиться переживаниями, процент самоубийств среди них превалирует во всем мире. И действительно, в нашем опросе половина (48.4%) опрошенных не делятся переживаниями с другими.
Говорить о том, что работу психологов и психотерапевтов недооценивают и неправильно интерпретируют, не имеет смысла – это становится и так понятно.
Как увидеть свет в конце туннеля?
Во всех регионах Узбекистана круглосуточно функционируют телефоны доверия по оказанию психологической и психотерапевтической помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, склонных к совершению суицидальных действий:
- 71 294 74 86 телефон доверия в Ташкенте,
- 62 228 06 98 телефон доверия в Хорезмской области 
- 76 227 30 24 телефон доверия в Сурхандарьинской области,
- 67  226  10  03 телефон доверия в Сырдарьинской области,
- 74 237 24 03 телефон доверия в Андижанской области, 
- 75 226 04 79 телефон доверия в Кашкадарьинской области, 
- 95 404 95 25 телефон доверия в Фергане.
Кроме того, развернуты и работают реабилитационные центры оказания помощи людям, подвергшимся насилию и склонных к суициду, а также кабинеты социально-психологической помощи лицам «группы риска» с суицидальными наклонностями.
По рекомендации ВОЗ, в Узбекистане разработаны следующие четыре стратегии для предотвращения самоубийств:
- ограничение доступа к орудиям совершения самоубийства,
- ответственный подход к освещению самоубийства в СМИ, 
- оказание поддержки подросткам, 
- выявление и наблюдение за людьми, подверженными риску суицида.
И хотя мы знаем о проблеме самоубийств очень мало, например, о том, какой процент людей ищет и получает помощь в случае желания покончить с собой, об их решимости: сколько времени проходит между появлением намерения убить себя и самим действием. Но мы знаем хорошо, что им можно помочь – необходимо поднять проблему на государственном уровне, говорить о суицидах в СМИ, развеять мифы о психологах и психотерапевтах, избавиться от стигматизации суицидов и просто начать говорить, быть рядом с близкими, замечать их сигналы – каждый предпринятый шаг, возможно, спасет чью-то жизнь.
*Редакция Uznews.uz проводила социальный опрос, который был составлен с целью понять отношение народа к психологам и самоубийствам. Опрос публиковался в stories на странице UzNews.uz в Instagram, где участвовало 684 человека. 
2427views27replies
0

Комментарии