Поиск
RUUZ

Общество

Журналист uznews.uz подвергся допросу на открытом судебном заседании в Ташкенте

В целях выяснения насколько обоснованы претензии и вопросы судьи нашему журналисту, мы изучили еще раз соответствующие законы и нормативные акты.

5571views8replies
0

«До недавнего времени судебная система Узбекистана была малодоступна и непонятна гражданам республики. Судебные учреждения также отличались закрытостью. Сейчас ситуация изменилась. Теперь любой интересующийся человек, в том числе и журналист, может беспрепятственно стать свидетелем судебного процесса», — из доклада  председателя Верховного суда Республики Узбекистан Козимжона Комилова на круглом столе в АИМК.
Но, насколько соответствуют слова председателя действительному положению дел с открытостью судебных заседаний?
28 декабря текущего года журналист новостного агентства uznews.uz на основании обращения одного из субъектов предпринимательства участвовал в судебном заседании в коллегии по экономическим делам Верховного суда.
В начале заседания, узнав, что на судебном заседании присутствует пресса, председательствующий судебной коллегии К. Комилов (однофамилец председателя Верховного суда) стал задавать вопросы журналисту нашего агентства: на каком основании он пришёл на судебное заседание, почему мы заранее не обратились к руководству Верховного суда с просьбой участвовать в судебном заседании, заявив, что, якобы этим мы нарушили «элементарную этику». Также, К. Комилов стал выяснять гражданство нашего журналиста, мотивируя это тем, что только граждане республики могут присутствовать в судах, а иностранные граждане не имеют таких прав. На просьбу журналиста вести аудиозапись судебного заседания, К. Комилов попробовал было отказать, мотивируя это тем, что аудиозапись может вестись только стороной в судебном процессе, но после возражения представителя истца, что, согласно Экономическому процессуальному кодексу, все участники экономического судопроизводства, а также присутствующие в зале судебного заседания имеют право делать звукозапись без чьего-либо разрешения, К. Комилов согласился на ведение аудиозаписи.
В целях выяснения насколько обоснованы претензии и вопросы судьи нашему журналисту, мы вновь изучили соответствующие законы и другие нормативные акты.
В статье 113 Конституции РУз установлено, что разбирательство дел во всех судах открытое. Этот основополагающий принцип отражён в кодексах, регулирующих как экономическое, так и уголовное, гражданское, административное судопроизводства.
В постановлении Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21.02.2020 г. N 04 «Об обеспечении открытости судебного разбирательства и права на получение информации о деятельности судов» сказано, что открытость судебного разбирательства обеспечивается посредством предоставления возможности присутствовать на судебном заседании лицам, не являющимся участниками процесса, в том числе представителям средств массовой информации.
Но, ни в одном законе или другом акте мы не нашли положения, разрешающего присутствие на открытых заседаниях только граждан нашей республики и запрещающего присутствие иностранным гражданам или лицам без гражданства, а также требования к средствам массовой информации и журналистам о предварительном уведомлении судов о намерении присутствовать на открытых судебных заседаниях.
Возможно, Верховному суду известны какие-либо законы, не известные нам, которые ограничивают права иностранных граждан или журналистов по присутствию на открытых судебных заседаниях? И какую «этику» имел ввиду суд?
Поэтому, мы ждём ответа Верховного суда на данные поставленные вопросы.
P.S. Мы намеренно не раскрыли участников судебного процесса, так как, рассмотрение дела ещё не закончилось, и вышеприведённая ситуация не связана с сутью судебного спора.
5571views8replies
0

Комментарии