Поиск
RUUZ

Общество

«Нужно сделать так, чтобы воды хватало всем» — эксперт рассказал об управлении водой в сельской местности

Представитель Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) Музаффар Эрназаров рассказал корреспонденту UzNews.uz, как был реализован проект ЕС по водным ресурсам. Сумма гранта Европейского союза составила 12 млн. евро.  

1315views0replies
0

GIZ

- Почему для Узбекистана сегодня так важно правильно управлять водными ресурсами?
- Это было важно всегда. Население страны насчитывает примерно 34 млн. человек и постоянно растет, потребляя все больше ресурсов. Развитие экономики влечет за собой создание новых и расширение существующих производств, которым также нужна вода. Не стоит забывать и про орошаемое земледелие. При этом всего 6% рек берут начало в Узбекистане, у нас мало осадков, низкая влажность и высокий уровень испарения.  
О состоянии сферы говорит статистика: в нашей засушливой республике на человека приходится 531 кубометр пресной воды. Для сравнения в Турции этот показатель равен 1 400 кубометрам, во Франции — 4 500 кубометрам. Из этих цифр видно, как мало в Узбекистане источников пресной воды.  
- В чем заключалась цель проекта Европейского союза и GIZ?  
- Целью проекта было решение проблемы водопользования в сельской местности на государственном уровне. Полное название проекта звучит как «Национальная рамочная концепция по управлению водным хозяйством и интегрированному управлению водными ресурсами» — это первый компонент большой программы ЕС.
В частности, мы работали над внедрением принципов интегрированного управления водными ресурсами, улучшением нормативно-правовой базы, совершенствованием систем прогнозирования и учета, развитием научных и инновационных возможностей в этой сфере. 
- Какие недостатки в управлении водными ресурсами существовали до начала проекта?
- Главным недостатком было отсутствие автоматизации. Как раньше проходил обмен информацией между ведомствами: каждая структура отправляла другим цифры на бумаге. Вы понимаете, насколько велико было влияние человеческого фактора: не успел отправить, неправильно вбил в файл, взял для расчетов не тот показатель. Не говоря уже о том, как сложно в краткие сроки консолидировать и проанализировать большой массив данных.  
- Как обстоят дела теперь?
Тут я хотел бы выделить поддержку ЕС и GIZ в деле создания Национального водного кадастра и кадастра гидротехнических сооружений. Они были разработаны совместно с Министерством водного хозяйства и международными экспертами. Теперь четыре учреждения вносят и обрабатывают информацию в единой базе. Минводхоз ведет учет поверхностных вод, Узгидромет прогнозирует осадки, Госкомгеология предоставляет данные по подземным водам, Госводхознадзор контролирует перечень и состояние гидротехнических сооружений (дамб, водохранилищ, насосных станций).  
Таким образом специалисты обеспечены полной, оперативно обновляемой информацией, что позволяет им правильно учитывать, прогнозировать и распределять ресурсы между регионами и сферами экономики.  Простой пример: вода по полям распределяется по лимитам, и эти лимиты устанавливаются заранее на базе информации о состоянии рек, прогнозных данных по осадкам и т. п.
- Как проходила работа с непосредственными водопользователями — фермерами?  
- Мы работали с ними в части внедрения водосберегающих технологий. В шести областях республики были созданы пилотные участки с капельным орошением, разбрызгивателями, системами закрытых труб. Эти технологии помогают избежать засаливания почв, уменьшают испарение и экономят воду. Мы вели разъяснительную работу, рассказывали, как действует оборудование и какие преимущества оно дает.  
- Замечаете ли вы сами улучшения в области рационального водопользования?  
- Я сам из региона, из Наманганской области. Когда приезжаю навестить родных, то вижу позитивные изменения. Конечно, люди не придут к мысли, что воду необходимо беречь, в один момент, но постепенно рациональное водопользование плотно войдет в жизнь узбекистанцев.  
Например, в Ферганской области фермер, посмотрев на пилотный участок, установил капельное орошение на своем хлопковом поле. В этом ему помогли государственные субсидии на водосберегающие технологии. Понятно, что для человека больший интерес представляет не экономия воды, а повышение урожайности и, соответственно, дохода. Тот ферганский фермер говорил, что при капельном орошении получил с одного гектара раза в два раза больше хлопка, чем обычно.  
- Но в Узбекистане большинство земель орошается по старинке. Есть ли возможность уменьшить потери воды в каналах?  
- Международные эксперты из CREA и IWMI изучили этот вопрос и посоветовали использовать мини-гидрометеорологические станции. Мы построили для Ассоциации водопользователей и БУИС (бассейновых управлений ирригационных систем) 720 таких сооружений в Андижанской, Ферганской и Кашкадарьинской областях. Мини-станции похожи на двери, перекрывающие отводные каналы. В вегетационный период специалист открывает ключом дверцу и пускает поток. На станциях специалисты измеряют объем поданной воды специальным прибором SMARTSTICK— данные приходят мирабу на телефон.  
Такая строгая система полива установлена для того, чтобы каждый фермер получил положенные кубометры. Если не контролировать этот момент, то кто-то возьмет для своей земли больше воды, тем самым спровоцировав засуху у соседа.
- Каким должен стать следующий шаг в деле управления водными ресурсами в Узбекистане? 
- Мы должны продолжать работать над повсеместным внедрением водосберегающих технологий и интегрированного управления водными ресурсами. Рост населения, глобальное потепление, развитие промышленности – все это свидетельствует о том, что с каждым годом спрос на воду будет расти. А значит нам нужно использовать ее максимально рационально.
1315views0replies
0

Комментарии