Мнение

Спецрепортаж: как добывают уголь в Узбекистане — фото, видео

Корреспондент UzNews.uz побывал на самом крупном угольном месторождении в республике, понаблюдал за процессом по добыче твердого топлива и узнал о ближайших планах «Узбекуголь».

Спецрепортаж: как добывают уголь в Узбекистане — фото, видео
Фото:Марат Наджибаев / UzNews.uz

Угольная промышленность Узбекистана имеет 72-летнюю историю. Основу ресурсной базы угольной отрасли республики составляют буроугольное «Ангренское» и два менее крупных каменноугольных месторождения – «Шаргуньское» и «Байсунское». Стоит отметить, что 85% добываемого в Узбекистане угля приходится на разрез «Ангренский»

Промышленная добыча угля здесь ведется открытым способом с января 1948 года, когда и было завершено строительство разреза. А само месторождение было открыто геологами еще в тридцатые года 20 века – на границе равнины и гор, на правом берегу реки Ангрен. Отсюда и название разреза – «Ангренский».

 

Это месторождение по-своему уникально. Местный бурый уголь не похож на сырье с других разрезов. Еще одно важное преимущество разреза – это попутно добываемое сырье – каолин. Каолиновое месторождение находится перед угольным. Таким образом, в год специалисты помимо угля добывают 1 млн тонн каолина, и это покрывает потребности страны в данном осадочном минерале:

 

– Помимо угля, мы добываем здесь каолин. Кроме того, здесь используется три вида транспорта – это редкость на таких предприятиях – автотранспорт – это новые 130-тонные «БелАЗы», железнодорожным транспортом мы вскрываем верхние уступы ну и, конечно, используем циклично-поточный конвеерный транспорт, который совсем недавно мы внедрили, – рассказал заместитель генерального директора АО «Узбекуголь» Александр Корчагин.

Разрез «Ангренский» - месторождение, которое представляет собой залежь угля мощностью до 60 метров и глубиной залегания от 130 до 150 метров. Чтобы добраться до угля, необходимо действовать правильно, соблюдая технику безопасности. Добыча угля открытым способом в Ангрене требует переработки больших объемов вскрыши. Разрез отрабатывается уступами – это необходимое требование, которое позволяет избежать оползней.

Весь уголь, добываемый здесь, идет исключительно на нужды Узбекистана. Пока предприятие на пути к тому, чтобы покрыть потребности страны в твердом топливе. Подсчитано, что республике ежегодно нужно 6 млн тонн угля. В этом году на разрезе «Ангренский» получат 3 млн 700 тысяч тонн. Но дело в том, что увеличение объема добычи всегда влечет за собой и увеличение объема вскрышных работ – а это колоссальное время и ресурсы. Поэтому к следующему году руководство АО «Узбекуголь» планирует добыть 4 млн 500 тысяч тонн угля. Из года в год показатели будут расти, по планам, нужно три года, чтобы прийти к желаемому показателю в 6 млн тонн угля.

Сейчас задача специалистов состоит в дальнейшей разработке разреза, что и приведет к увеличению объема добычи угля. Кроме того, сегодня руководство АО «Узбекуголь» находит пути для модернизации, технического и технологического перевооружения предприятия.

Ключевая цель – многократно повысить качество угля, поставляемого населению. Для этого руководство АО ввело в этом году в эксплуатацию агрегаты, которые ранее не использовались в угольном производстве страны.

Чтобы повысить качество угля, понизить его зольность, руководство АО «Узбекуголь» установило и ввело в эксплуатацию на разрезе пять ручных породовыборок. Эти агрегаты были собраны за месяц в Ангрене, на заводе РГТО, который входит в состав АО «Узбекуголь». На РГТО осуществляется ремонт техники, машин и различного оборудования, используемого при добыче угля в Ангрене.

Породовыборка представляет собой ленточный конвеер, на который подается уголь. Задача сотрудников предприятия – вручную отделить уголь от породы. Именно такое сырье сейчас поставляется потребителям:

 

– Породовыборочный конвеер был изготовлен недавно на нашем заводе РГТО. Породавыборка необходима нам для очистки угля от пород. Здесь на одной установке работают 6 человек. Смена длится от 8 до 10 часов. Благодаря труду наших сотрудников и новому оборудованию, мы уменьшаем зольность угля с 60% до 35%, получая более качественное сырье, – рассказывает главный механик разреза «Ангренский» Абдулхамид Байназов.

А чтобы сохранить уголь крупным (ведь бурый уголь при транспортировке крошится от ударов), было также принято решение протянуть железнодорожное полотно до разреза, чтобы грузить уголь в вагоны напрямую, с забоя. Ежедневно предприятие отгружает для ТЭЦ и потребителей от 15 до 20 тыс. тонн угля двух фракций – более мелкий поставляется теплоэлектроцентралям, а самый качественный – крупный – населению.

 

Видео:

 

Фото:

 

Фото и видео: Марат Наджибаев / UzNews.uz

комментарии
Приветствуются интересные и осмысленные комментарии по теме материала.
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
ГОРЯЧИЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ
ИНТЕРЕСНЫЕ
У ВАС ЕСТЬ НОВОСТЬ? Поделитесь с нами
ВЫСЛАТЬ НОВОСТЬ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ПОПУЛЯРНЫЕ
ГОРЯЧИЕ
ИНТЕРЕСНЫЕ