Мнение

Зачем врать незрячим детям?

Несмотря на многочисленные обещания чиновников, музыкальное образование для незрячих и слабовидящих детей остается платным. В вопросе, который до сих пор остается открытым, разбирался Дильмурад Юсупов.

Зачем врать незрячим детям?
Фото:Баходир Курбанов

В прошлом году о финансовых барьерах на пути к получению музыкального образования незрячими учащимися специализированных школ-интернатов уже писали несколько статей, делали видео-репортажи с просьбой обеспечить их бесплатным музыкальным образованием. В ноябре бывший Министр культуры Бахтиёр Сайфуллаев официально заявил, что начиная с 2020 года дети с инвалидностью по зрению будут бесплатно учиться в музыкальных школах.

 

В конце мая новый Министр культуры Озодбек Назарбеков сообщил, что данная проблема уже решена путём освобождения 25% детей из малообеспеченных семей, а также детей с инвалидностью от платы за обучение. Министр добавил, что «если у них возникают проблемы с оплатой, это может быть связано только с ошибкой директора школы». 

 

Размеры родительской платы за обучение детей в детских школах музыки и искусства регулируются постановлением президента от 4 декабря 2014 года. Согласно документу, родители в столице вынуждены платить 75% от БРВ в то время, как в областных центрах – половину БРВ, а в Каракалпакстане и других населенных пунктах – 30% от БРВ.

Источник: Приложение № 35 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ПП-2270

 

В целях создания благоприятных условий для получения образования в области музыки и искусств дети, победившие на международных (1 – 3-е места) и республиканских (1-е место) конкурсах по направлениям музыки и искусств в течение одного календарного года, а также дети из малообеспеченных семей обучаются бесплатно за счет государственного бюджета Республики Узбекистан в пределах не более 25% от общего контингента обучаемых. 

 

Более того, если в детских школах музыки и искусств обучаются 2 или более детей из одной семьи, то обучение каждого из них оплачивается в размере 70% от установленной платы. Денежные поступления от родителей являются основным источником финансирования расходов по содержанию школ музыки и искусства за исключением заработной платы и приравненных к ней платежей, а также единого социального платежа. Если средств не хватает, расходы покрываются за счет средств госбюджета.

 

Постановление президента от 26 мая 2020 года внесло изменения и дополнения в предыдущее постановление и включило «детей с ограниченными возможностями» в категорию детей, занявших почетные места на музыкальных конкурсах, а также детей из малообеспеченных семей, которые могут в качестве исключения входить в контингент не более 25% от общего количества учащихся.

Однако преподаватели специализированных школ-интернатов, а также сами родители незрячих и слабовидящих детей не были полностью удовлетворены подобным решением и хотят, чтобы родителей полностью освободили от платы за обучение их детей музыке и искусству. 

Во-первых, включение некоторых учащихся с инвалидностью в 25% детей, которые могут рассчитывать на бесплатное обучение музыке и искусству, не является ощутимыми изменением для родителей незрячих детей. Давайте разберем ситуацию на примере детей специализированной школы-интерната №77 для слепых и слабовидящих детей, которые учатся в детской музыкально-художественной школе №17.

Общее количество учащихся в данной музыкальной школе составляет 280 человек, из которых 133 являются детьми с инвалидностью по зрению. Это означает, что 47,5% всех учащихся школы являются слепыми или слабовидящими. Тем не менее, все законы и указы гласят, что лишь 25% учащихся от общего количества могут рассчитывать на бесплатное обучение и то, если не будет остальных претендентов из числа победителей конкурсов и малообеспеченных семей.

В итоге получается, что 22,5% незрячих учащихся должны будут продолжить музыкальное образование за плату. Подобная картина наблюдается и в других регионах страны – около 40-50% учащихся в музыкальных школах составляют дети с инвалидностью по зрению. Что, если у их родителей нет таких финансовых возможностей, а они очень хотят заниматься музыкой и искусством?

 

Во-вторых, если в столице для родителя незрячего ребенка в прошлом году нужно было платить 152 047 сумов в месяц (75% БРВ), то с 1 февраля исходя из размера базовой расчетной величины данная сумма составляет 167 250 сумов в месяц. Учитывая, что в настоящее время пособие по инвалидности с детства составляет 466 680 сумов в месяц, а родители сами зачастую имеют инвалидность по зрению или относятся к категории малообеспеченных, дополнительное музыкальное образование их детей ложится тяжелым бременем на уже ограниченный семейный бюджет.

Для незрячих детей музыкальное образование не является каким-то хобби или обыденным интересом. Для них музыкальное творчество – это важнейшее средство реабилитации. Из-за нарушения зрения, у них обычно лучше развиты слух так как с самых ранних лет они учатся воспринимать наш мир лишь через звуки – они видят через музыку.

Кроме того, в Узбекистане у незрячих крайне ограниченный выбор профессии, что связано с дискриминацией по признаку инвалидности на открытом рынке труда. Поэтому незрячие дети и их родители возлагают большие надежды на профессию профессионального музыканта, которая в последствии может хоть каким-то образом их прокормить.

 

20 июня Министерство культуры объявило о том, что «отныне после внесения поправок в указы предусматривается бесплатное обучение детей с инвалидностью, в том числе слепых, в детских музыкальных и художественных школах». По данным Министерства в этом году 355 учеников с инвалидностью обучались в детских музыкальных и художественных школах по всей стране, из которых 320 – это слепые и слабовидящие дети. К 2020/2021 учебному году Министерство планирует охватить до 650 учащихся с инвалидностью, которые выразили желание учиться музыке и искусству.

Учитывая прошлые невыполненные обещания высокопоставленных чиновников, очередное заявление Министерства культуры уже не вселяет надежду родителям и их незрячим детям. Проблему можно считать разрешенной только если Министерство финансов выделит необходимые бюджетные средства на содержание музыкальных школ для детей с инвалидностью по зрению. 

В связи с этим, родители слепых и слабовидящих детей просят внести новые поправки в раздел 4, пункт 18 положения «О порядке внесения и использования родительской платы, поступающей за обучение детей в детских школах музыки и искусства и включить право на бесплатное музыкальное образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Видеообращение родителей слепых и слабовидящих детей:

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Covid-19 в Узбекистане
Заразились11857(+293)
Выздоровели7335(+48)
Умерли53(+2)
Covid-19 в Узбекистане
Заразились11857(+293)
Выздоровели7335(+48)
Умерли53(+2)
комментарии
Anvar Usmanov
28 июня, 10:32
В стране тратятся миллионы на строительство сомнительных по необходимости бизнес-центров, в то время как предполагаемые расходы на музыкальное образование слепых и слабовидящих детей не такое и большие. Если нет справедливости на земле, то есть справедливость высшая: чиновники со слепой совесть будут наказаны, не всегда хороший певец это хороший министр, а теперь и ректор того несчастного музыкального образования. Свадебный свистопляс забыл что когда-то сидел у параши, а теперь кормится этой властью, раздавая невыполняемыемые обещания. Кур болларни хор килган узи кур булади илохим!!!
Приветствуются интересные и осмысленные комментарии по теме материала.
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
ГОРЯЧИЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ
ИНТЕРЕСНЫЕ
У ВАС ЕСТЬ НОВОСТЬ? Поделитесь с нами
ВЫСЛАТЬ НОВОСТЬ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ПОПУЛЯРНЫЕ
ГОРЯЧИЕ
ИНТЕРЕСНЫЕ