Поиск
RUUZ

Не те цветут подснежники...

Чимганские горы называют «узбекской Швейцарией», а Чарвак – горной жемчужиной. Звучит красиво, но все это отдаляется от реальности. А реальность зачастую такова – замусоренное подножие Чимгана и побережье Чарвака, вырубленные на дрова деревья и кустарники...

11811views18replies
0

UzNews.uz

И за все это ответственны мы – местные туристы, жители ближайших поселков и т.д. Корреспондент UzNews.uz Константин Башлаев рассказывает все, что увидел, проезжая по дороге от Чимгана до Чарвака.
Сейчас, в карантин, туристов здесь почти нет, на улицах только местные жители. Идем к канатной дороге, через мостик, - к пыльной колее. Мы пошли по ней мимо куч разного хлама, оставленного почти под каждым деревом «любителями» природы.
Тут же следы от костров, которые здесь запрещены. Дрова туристы берут на месте, причем не собирая их в округе, а отпиливая ветки ближайшей арчи. Урн для мусора, конечно, нигде не найти. Что во многих цивилизованных странах недопустимо. Там и сам турист не оставит за собой ни бумажки, все прихватит с собой. А ведь эта территория входит в Чимган-Чарвакскую курортно-рекреационную зону. И кроме наших, со всего света тянутся сюда и иностранные туристы полюбоваться на местные красоты. Трудно предположить, что здешним властям это неизвестно.
Но мы встретили людей, которые стали действовать самостоятельно. Олег Шеламонов, 31 год, работает в системе IT-технологий, сноубордист, знает наши горы с детства. И он несколько лет назад основал сообщество любителей гор shiPOWnik:
«В прошлом году мы делали двухдневный субботник в Чимгане, - говорит он. - По итогам вывезли 22 тонны мусора. В акции участвовало около 300 человек. Нам помогли сотрудники Госкомтуризма, Госкомэкологии, Экопартии, Махсустранс. В этом году история повторилась. Вообще, почему в Чимгане столько мусора? Помимо всего прочего, - нет и централизованной системы сбора и вывоза. Чтобы решить эту проблему, я предлагал установить вдоль всей Чимгано-Чарвакской трассы урны. Но пока в этом отношении почти ничего не сделано».
Большое количество мусора в Чимгане образуется зимой, во время горнолыжного сезона. Люди выбрасывают его в снег, где он быстро маскируется, а после снегопада вообще все в округе становится чисто. Весной же, как подснежник, весь мусор выходит на поверхность. Так и прозвали зимний мусор – «подснежником».
Вдоль дороги от Чимгана до Чарвака на многих участках вывалены большие глыбы бетона. Когда ломали девятиэтажную гостиницу в Чимгане, часть строительного мусора разбросали прямо в горах, не довезя его до специального полигона. Такой же бетон сбрасывали прямо с обрыва в ущелье. На фоне гор и Чарвака на горизонте торчат бетонные плиты и куски арматуры. Мы видели около десятка подобных свалок.
Еще одна проблема
Кроме проблемы свалок, Чимгану угрожает другая экологическая опасность – опустынивание, эрозия земли. Каждый год растений и деревьев в округе Чимгана становится меньше. А вырастить деревце здесь гораздо сложнее. Природа не успевает восстанавливаться из-за того, что люди постоянно что-то рубят, рвут, жгут, выбрасывают. К тому же местная детвора зарабатывает на тюльпанах и кислице (ревень). А здешние тюльпаны, после того как их сорвут на продажу, больше не вырастут. Потому что повреждается луковица, а семена не успевают разнестись ветром и укорениться.
Но и тут есть люди, которые делом подтверждают свою мечту о возрождении Чимгана. Петр Стальбовский, фотограф-пейзажист, волонтер, вот уже шесть лет подряд по собственной инициативе высаживает деревья и кустарники в Чимганских горах.
Задача проекта «Возрождение Чимганского леса» - возвращение прежней экосистемы в равновесие. Петр также поделился с нами своими мыслями: «У современных людей сложилась потребительская психология. Многие идут в горы чтобы что-то взять: цветок, кислицу, грибы. А когда нечего взять, берут даже камень для строительства. Мой проект нацелен на то, чтобы что-то отдавать природе, хоть самую малость. Пытаемся остановить опустынивание Чимгана».
Известно, что лес может воспрепятствовать и сходу снежных лавин. А весной влага от тающего снега будет задерживаться в почве, питая родники. Сейчас уже в мае-июне все выгорает. Пересыхает Аксай. К тому же в горах любые осадки размывают породу, если она ничем не закреплена. 
У Петра Стальбовского есть несколько проблем, мешающих развитию проекта. Скот, который пасется здесь немалым поголовьем, буквально вытаптывает все растения. Местные жители упорно занимаются скотоводством в природоохранной зоне, хотя эта территория предназначена для отдыха. При правильном подходе в Чимгане выгоднее заниматься организованным туризмом, кстати, очень прибыльным, а скот можно пасти в других местах. Между тем, скот и разная техника, включая частные автомобили, ломают поливную систему, которую Петр и его команда здесь проводят.
Петр предложил решение проблемы из своего опыта. Первое, разграничить территорию для скота и растительную зону. Запретить въезд автомобилей в заповедник. Составить свод правил для его посетителей. Люди должны понимать, где и как себя вести.
Стоит отметить, что проект «Возрождение Чимганского леса» живет за счет средств активистов, добрых людей и самого Петра. Местная власть вроде бы и не против такой идеи – озеленить Чимган общими силами. Но никак не поддерживает проект своими возможностями.
11811views18replies
0

Комментарии