Поиск
RUUZ

Как коронавирус повлиял на ресторанный бизнес в Узбекистане

Пока COVID-19 разрушает мировую экономику, в частности, и экономику Узбекистана, наши предприниматели пытаются выжить и спасти свое дело. Корреспондент UzNews.uz Константин Башлаев поговорил с основателями столичных ресторанов о том, как пандемия коронавируса отразилась на их бизнесе, и что они делают, чтобы удержаться на плаву.

19179views8replies
0

UzNews.uz

Всем нашим собеседникам мы задали одинаковые вопросы: сократили ли вы штат работников, или все работают, как и раньше? Вам дали арендные каникулы? Сколько ресторанов вы закрыли? Во сколько раз уменьшилась или увеличилась выручка? Как вы оцениваете меры, принимаемые государством по поддержке бизнеса?
Первым на наши вопросы ответил Санжар Максудов, основатель Smart Group (рестораны «Манас», Steam bar, «Винарыба», «Будильник», Green)
Арендные каникулы мы устроили себе сами. Платить аренду неоткуда, денег нет. Выручка упала в 20 раз. Мы закрыли три наших заведения.
Ещё до карантина планировали несколько проектов в другом сегменте. Сейчас работаем над ними. Скоро выйдет в супермаркеты готовая на 80 процентов и замороженная самса. Ее можно допечь дома в духовке, и вы получите свежую самсу, прямо как из тандыра.
Также в супермаркеты пойдет наше техасское барбекю от «Стима». Мы его готовим 16 часов, потом в вакуумных упаковках охлажденными отправляем в «Корзинки».
После карантина рынок очень сильно изменится. Многие низкорентабельные рестораны просто не смогут дальше существовать. Потребитель уйдет из дорогого сегмента. Средний класс, на который и работало большинство ресторанов, сильно сократится.
В Узбекистане в данный момент принимаются меры снижения ущерба для бизнеса. Что касается общепита, - поможет сокращение на 25 процентов в соответствии с указом президента пошлин за лицензию на алкоголь. Да, мы сэкономим пару сотен тысяч. Но проблема уже не столько в пошлинах и налогах, сколько в том, что у населения нет денег. Ведь соответственно очень сильно уменьшится потребление. Это в свою очередь загонит экономику в рецессию.
Если не начать раздавать людям деньги, как это делают в Европе и США, экономика не выправится. А бизнес платить не может. Практически сегодня ни у кого нет запаса прочности, отложенных в кубышку денег.
Алина Цимерман, основатель / управляющий партнер сети кофеен «Чайкоф»
Сейчас мы работаем исключительно ради поддержания уровня доходов наших сотрудников, и для нас важно, чтобы они не остались без работы.
Все наши арендодатели пошли на уступки, за что им большое человеческое спасибо от всей нашей команды! Тем не менее, мы полностью закрыли два заведения: в  Samarqand Darvoza и на Шота Руставели. В существующих работаем на 30% мощности. Все-таки наш формат не очень подходит для доставки, но мы стараемся переориентироваться, чтобы быть актуальными. Запустили полуфабрикаты, сделали бесплатную доставку, увеличили службу доставки, развиваем Telegram-бот.
Эльер Халимжонов, руководитель сети ресторанов быстрого питания Street77 и WOK
Выручка уменьшилась и уменьшается с каждым днём. Причин несколько. Нам не предоставили стикеры курьерам, сделали запрет доставки на машинах с лицензией таксопарка, а лишь оставили номера серии «ТТ», то есть машина должна быть официально оформлена на таксопарк. Где найти такие машины, пока неизвестно.
На две сети (WОК и Street77) у нас 16 заведений, мы закрыли 14, остались только два. На данный момент мы применяем просто-напросто стратегию выживания, работаем исходя из новых правил карантина. Каждый день проблемы с перевозкой как сотрудников, так и заказов. Например, сейчас я сам лично развожу готовую еду на машине, так как у нас всего один стикер.
Ахмад Мелибаев, основатель группы компаний Havoqand People (Les Ailes, Chopar Pizza и т.д.)
В первые дни карантина ушла половина сотрудников – в основном молодёжь, родители многих вызвали в области, домой.
Из 35 заведений сейчас работает семь в Ташкенте и по одному в Андижане и Самарканде. Выручка в первые дни упала на 90 процентов, за прошедшие дни нам удалось поднять её на 20 процентов.
Что касается аренды помещений, то нам удалось получить каникулы только за апрель в частном секторе.
Чтобы поддержать наших гостей в столь сложный период, учитывая повышенный спрос на рынке, мы решили запустить доставку товаров первой необходимости. Механизм сервиса доставки продуктов не отличается от механизма доставки еды Les Ailes. Заказчик заходит в наш Телеграм-бот, собирает корзину точно так же, как при заказе бургеров, и заказ доставляется ему через 1-1,5 часа.
19179views8replies
0

Комментарии