Общество

Заброшенные могилы Ташкента…

Корреспондент UzNews.uz Константин Башлаев побывал на трех крупных христианских и еврейских кладбищах Ташкента и осветил проблему заброшенных могил.

Заброшенные могилы Ташкента…
Фото:UzNews.uz

В глубины веков уходит традиция бережного отношения к местам захоронений родных и близких людей. Мы приходим на кладбище, как бы для встречи с ушедшими, чтобы вспомнить какими они были. Однако сегодня посетители кладбищ Ташкента с сожалением отмечают, что многие могилы, в основном на христианских кладбищах - заброшены. Мы побывали на трех самых крупных кладбищах столицы: Боткинском, Домрабадском и на Урта-Сарайском, что под Ташкентом. Картина действительно печальная: много покосившихся крестов, поваленных надгробий, просто рассыпавшихся памятников.

Боткинское – старейшее русское кладбище Ташкента, открытое в 1872 году. Отправились туда утром. Вошли через центральные ворота, кирпичная кладка которых сохранилась еще с конца 19 века. Тут же за воротами – здание администрации. Заведующий Хикмат Карабаев рассказал о работе их служб.

 

«Сегодня на «Боткина» трудятся 50 рабочих, пару лет назад их было всего 18. Каждый день из кладбища вывозят два трактора с прицепами, забитых под завязку мусором, и еще два мусоровоза. Осенью нагрузка возрастает – начинается листопад. Летом тоже надо успеть скосить сухую траву, чтобы избежать возгораний. Территория кладбища – 43 гектара.

 

Рабочие не в состоянии ухаживать за каждой могилой – территория очень большая, – говорит Хикмат Карабаев. – Мы чистим все дорожки, по возможности убираемся в глубине карт, которых здесь 28».

Основная проблема Боткинского кладбища – оградки вокруг могил. Они превратили его в сложнейший лабиринт из металлических заборчиков и заборов с множеством тупиков и узких троп. Порой, чтобы добраться до могилы родственника, нужно ходить зигзагами, колесить вокруг. Еще труднее приходится могильщикам, которым нужно похоронить человека в глубине территории. А хоронят здесь ежедневно по два-три человека, летом и зимой - до пяти человек в день.

Старейший работник кладбища Петр Сухоплясов, его здесь называют просто дядя Петя, поделился с нами своим мнением о причинах массового «озаборивания» могил.По его словам, данная традиция пошла с момента основания кладбища – с самого 19 века. Вначале людей хоронили вдоль местной церкви – Собора Александра Невского. Могилы ограждали заборчиками. В то время хоронили не упорядоченно, а там, где удобнее. Этот беспорядок, заложенный больше 170 лет назад, до сих пор создает довольно большие трудности. Чтобы решить проблему с заброшенными могилами, нужно демонтировать все заборы на территории кладбища. Кстати, в мировой практике больше идут по этому пути – хоронят без оград.

«Мы не имеем права трогать могилы без разрешения родственников, даже если за ними не ухаживают годами, – говорит Хикмат Карабаев. – Подобные действия могут привести к межнациональному конфликту. Люди неправильно поймут…Однако лишь двое из десяти готовы отказаться от заборов, остальные – нет. Мы обращались за помощью к православной церкви. С прихожанами проводили беседы. Но несмотря на это, ситуация никак не меняется».

Одна из причин, почему родственники не соглашаются сносить заборы – боязнь того, что участок отберут под другую могилу. Все-таки Боткинское кладбище находится в самом центре Ташкента…

Во время беседы с заведующим, в кабинет вошли две пожилые женщины. Одна с букетом цветов в руках. Оказалось, вдова приехала из Москвы навестить мужа, похороненного здесь в 1983 году. За это время все настолько изменилось, что она не смогла найти его могилу. Попросила посмотреть в архиве. Выяснилось, что карты кладбища появились только в конце 1987-го. До этого момента записывались только личные данные без локации. Женщина припомнила только то, что могила супруга расположена рядом с могилой цыганского барона. Руководство кладбища пообещало, что найдет место захоронения и сообщит ей.

Но, таких потерянных могил здесь на «Боткина» много. В том числе и на еврейском кладбище, расположенном внутри «Боткина». На карте оно изображено как самостоятельное кладбище. Сотни могил рассыпаны на местности в несколько гектаров. Большинство захоронений – 1930-1940-х годов. Эти могилы, как, впрочем, и другие, заброшены в основном по одной причине – в связи с эмиграцией людей после распада бывшего Союза. Мне довелось быть здесь еще раньше с экскурсией, где были и иностранные туристы. Все 30 человек – столько было в группе – купили по букетику гвоздик. И это были единственные цветы на выжженной солнцем траве.         Домбрабад – Ташкентское городское кладбище № 2. Его территория 104.5 гектаров. У ворот несколько охранников. Рядом шумит «болгарка» - шлифуют мрамор. Вдоль главной дороги могилы в чистоте, мы же пошли вглубь леса.Домбрабадское кладбище плотно засажено деревьями. Но на фоне деревьев еще виднее изъеденные ржавчиной металлические кресты, поваленные надгробья. Видно было, что некоторые могилы брошены навсегда. Таблички с именами стерлись, опознать, кто здесь похоронен можно только по портрету, которые здесь не на каждой могиле. Другими словами – мы в прямом смысле теряем память о людях, которые здесь похоронены. Идем дальше. Казалось бы, вечный мрамор, стоять ему веками, а нет…Прогнившее дерево рухнуло на мраморную плиту, разломило ее на части. Сдул листву с камня, а там портреты мужчины и женщины. Если ничего не делать, могила зарастет травой.

Мы не выбирали какие-то отдельные карты кладбища, просто шли прямо, квадрат за квадратом. И опять пришли к еврейским могилам. Прямо скажем, на «Боткина» таких разрушений не видели. Здесь же несколько памятников просто разбиты вдребезги, а остатки надгробий сложены в горки из камней. Вот на могиле от плиты – лишь арматура без имени и портрета…Подобные могилы автоматически становятся безымянными.

Мы должны тут оговориться: есть на этих кладбищах и немало могил с памятниками, которые можно даже назвать произведениями искусства. Трехметровые мраморные обелиски с высеченными на них картинами и гравюрами. Очень ухоженные, в отличном состоянии. Но это - уже больше заслуга родственников тех, кто здесь погребен.

 

Позитивное, в основном, впечатление осталось от посещения Урта-Сарайского кладбища. Главное, что здесь замечаешь буквально с первых шагов – это стремление местных работников тебе помочь. Они тут же подходят, спрашивают, что нужно сделать. И надо сказать, мы не увидели там откровенно заброшенных могил, как на двух других кладбищах.

 

Но мы вновь и вновь будем возвращаться к этой теме. Которую, кстати сказать, уже поднимает и наша православная церковь. Особое внимание будет уделено также могилам павших во Вторую мировую войну солдат, которых мы просто не имеем права забывать. А также детские могилы.Не секрет ведь, что в Узбекистан везли под бомбежками тысячи детей с территорий, где шла война, многие умерли от ран и болезней. И закончить этот материал, наверное, будет правильно словами митрополита Викентия: «Проблема заброшенных могил, тем более могил участников и ветеранов Великой Отечественной и эвакуированных с передовой в годы войны маленьких детей – очень важная тема для обсуждения с обществом. Только придание этой темы широкой огласке поможет решить проблему».

Фото: UzNews.uz

комментарии
Andrew Rozdestvensky
12 декабря 2019 г.
И, почему-то альтернативные комментарии под этой статьей "почистили"! Были и другие мнения, кроме спора двух Ташкентцев с мусульманской точки зрения! О том, как много эти люди, погребённые на этих кладбищах, сделали для страны и для нашего любимого города!
Andrew Rozdestvensky
12 декабря 2019 г.
Поваленные и разбитые памятники на Домбрабаде, дело рук молодежи из расположенных рядом махаллей! В прессе, уже была информация, что милиция ловила и "проводила воспитательную работу", но реально так никто наказан и не был! О чем говорить, если статья УК, "о надругательстве над захоронениями" у нас просто не работает???
Abdulloh Gafurov
12 декабря 2019 г.
Аброр, ну ты и дурак!!! Прочти свой комментарий, где ты назвал меня безбожником-это значит кафир! Безполезно тебе, что то объяснять, все равно дальше своего носа ничего не выдешь
Mushtari Matkarimova
11 декабря 2019 г.
Полностью поддерживаю Roma Zvereva. Кто желает привести порядок на могилах, предлагаю определить день и время и собраться для обсуждения данного вопроса.
Roma Zverev
11 декабря 2019 г.
Я вот о чем подумал Русские были хозяевами Узбекистана с 1917 года правильно ? И с тех годов здесь обосновались много наций но фактически русские были главные и гласно и негласно. Но я никогда не видел чтобы русский, кореец или еврей здесь вел себя как хозяин Ташкента... А хотя могли нас своими рабами сделать. Они всегда соблюдали солидарность и уважение, получается они были наши гости ? А могли быть жестокими оккупантами. а гостей так не встречают и провожают. P.S. я вижу как люди получив Ташкент думают что он владыка мира и кричит что всех на место поставит и геями сделает. Глядишь с хокимията стартовать гей парад будет. А для них Ташкент был лишь точкой на карте и на большее они просто не претендовали. Все эти люди наши Гости хотябы потому что они нас считали своими братьями. А про землетрясение забыли ? Кто Ташкент строил ?
Приветствуются интересные и осмысленные комментарии по теме материала.
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
ГОРЯЧИЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ
ИНТЕРЕСНЫЕ
У ВАС ЕСТЬ НОВОСТЬ? Поделитесь с нами
ВЫСЛАТЬ НОВОСТЬ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ПОПУЛЯРНЫЕ
ГОРЯЧИЕ
ИНТЕРЕСНЫЕ