Поиск
RUUZ

Экономика

Понизит ли цены GM-Uzbekistan или что ждет автомонополиста в ближайшее время?

Сегодня несомненный флагман, лидер и монополист – «GM-Uzbekistan» попал под шквал критики.

86766views50replies
0

GM-Uzbekistan

Почему отношение узбекистанцев к отечественному автопрому дошло до презрительной ненависти и можно ли исправить эту ситуацию поговорим в сегодняшней статье.
Узбекистан занимает 36–е место в мировом рейтинге стран-автопроизводителей. Это всего 0, 14 % от общемирового производства. Для сравнения – первые 10 лидеров рейтинга производят 78 % всех автомобилей мира, первая тройка – Китай, США и Япония - более 50%.
При этом, внутренний рынок нашей страны абсолютно не насыщен автотранспортными средствами. В большинстве развитых стран на 1000 человек приходятся от 450 до 700 авто.
В странах Восточной Европы, Белоруссии, Прибалтики, России – около 300. В государствах Центральной Азии – в Киргизии и Казахстане на 1000 человек приходится более 200 автомашин, в Туркмении – больше 100.
В открытом доступе сложно найти даже примерную аналогичную цифру по Узбекистану, но по личным расчетам на 1000 жителей приходится не более 70 авто. Мы уже признали, что автомобиль – это не роскошь, а свобода перемещения.
Процент трудоспособного населения нашей страны намного выше, чем в России или Европе. Если предположить, что потенциальное число машиновладельцев должно составлять около 200 человек из тысячи (на уровне Казахстана), то дефицит внутреннего авторынка – около 5 000 000 единиц. Гипотетически, даже работая на 100% производственной мощности, «GM UZBEKISTAN» не покроет его и за 20 лет. Это если не учитывать убыль автотранспорта в результате ДТП и износа, рост уровня урбанизации и благосостояния, объем экспорта и прочие факторы. При среднем сроке жизни авто в 12 лет, чтобы в течении одного десятилетия(!) насытить внутренний рынок хотя бы до уровня соседних стран, нужно ежегодно обеспечить узбекистанцев полумиллионом автомобилей. Наверняка эта цифра при профессиональном подсчете еще значительно возрастет – ведь ни рост ДТП, ни снижение срока эксплуатации, ни временное обилие «автодинозавров» возрастом от 20 и старше лет я не в силах учесть.
Отложим вопрос эффективности менеджмента «GM UZBEKISTAN», пусть его рассматривают их акционеры и чиновники. Даже при полной загрузке производственных мощностей одному нашему «автогиганту» не заполнить даже местного рынка. Что говорить об огромных потенциалах Афганистана, России, того же Казахстана с Киргизией, где несмотря на экономические и политические проблемы спрос на автомобили уверенно растет.
«GM UZBEKISTAN» - монополист. Его руководство обязано устанавливать цены, используя свое монопольное положение, основываясь на маркетинговых исследованиях, а не гневных постах в Facebook.
Если через несколько лет (а быстро автозаводы не строятся) у «GM UZBEKISTAN» появится конкурент будет очень наивно ожидать понижения отпускных цен. Скорее всего, новый игрок повысит цены до нынешнего уровня.
МОНОполия превратится в ОЛИГОполию. Даже если допустить полное отсутствие негласного сговора, раздела рынка по модельным, ценовым и прочим сегментам, полное отсутствие коррупции - цены не опустятся. Не должны.
В реальности и качество производства и модельный ряд местных производителей даже при грамотном менеджменте не будет прогрессировать – экономически это невыгодно. Это положение может исправить только одно – снижение таможенных барьеров на ввоз новых автомобилей.
Можно сразу убрать их вовсе. Бюджет лишится поступлений. «GM UZBEKISTAN» с большой вероятностью обанкротится и прекратит выпускать автомобили, повторив судьбу нашего авиазавода. Зарубежным инвесторам не нужны такие активы - проще без таможенных платежей завезти автомобили своего производства.
Скорее всего на волне «либерализации» авторынка будет пролоббирован и свободный ввоз старых автомобилей. Автохлам с сопредельных государств, России, а затем и Европы хлынет сюда волной. Счастливые обладатели «свежих» автомобилей с еще большим презрением будут отзываться о машинах местного производства.
Отпустив контроль над ввозом, мы заполоним страну устаревшими и/или подержанными автомобилями, очистив рынки развитых стран для нового поколения экологичных средств передвижения, решив их проблему нефтезависимости и тд.
Что-то может выграем и мы. Ведь аналогичные процессы сполошь и рядом уже идут. Мы с гордостью устанавливаем устаревшие линии по производству неоновых ламп, жести, текстиля, бумаги и пр. А с выгодой продавшие их нам зарубежные «партнеры» переводят свои производства на современные светодиоды, современные пластики. Стремясь достичь ИХ вчерашний день, мы отстанем навсегда, превратимся в резервацию устаревших технологий и продуктов.
Давайте посмотрим, что объединяет первую десятку автопроизводителей:
Большие и маленькие территории, совершенно разное отношение к труду, разящая разница в ВВП и оплате труда – не сыграли решающей роли. Политические системы и коррупция – на разных полюсах. Технологические устои и традиции автомобилестроения тоже не стали определяющим фактором.
Главное – это поддержка правительства и патриотизм общества.
«GM UZBEKISTAN» как компания и уже давно сама стала жертвой собственного монопольного положения. Какие бы схемы и махинации не проводились бы с его продукцией, я никогда не поверю, что прибыль от стабильной ежегодной продажи 300-500 тысяч и более машин больше тех денег, которые заработаны. А это уровень, которого легко можно было бы достичь за годы монопольного владения рынком Узбекистана и упущенных возможностей экспорта.
Многие отрасли могут развиваться совершенно без участия государства. В этом году мы все узнали, что Узбекистан поставил в Россию рекордное количество попугаев! И мы этим гордимся. Но гордились бы больше, когда лидирующие позиции в России или Казахстане занимали наши автомобили!
Я верю, что нужно грамотное управление таможенными тарифами, перевод их из запретительных – в регулирующие, создание условий для появления новых автопроизводств и смежных с ними предприятий, сохранение уже созданой автоотрасли – намного перспективнее революционного разрушения .
Нам нужны автомобили: много, разных, современных и доступных по цене машин. Но свои. Чтобы лучшие инженеры и рабочие автопрома стали стержнем коллективов на новых автозаводах Узбекистана. Чтобы огромные инвестиционные вложения государства в виде налоговых льгот, субсидий и т.д. «не вылетели в трубу» и не перешли за бесценок в чужие руки. Чтобы появившиеся смежные производства не вымерли, а укрепились, наполнили налогами бюджет государства, зарплатой – карманы работников, дивидендами – счета акционеров (желательно – отечественных).
И чтобы новая отрасль стала мощным мотором экономики нашей страны.
Первая и вторая часть данной статьи доступны по следующим ссылкам:
Октай Алиев
86766views50replies
0

Комментарии