Экономика

Понизит ли цены GM-Uzbekistan или что ждет автомонополиста в ближайшее время?

Сегодня несомненный флагман, лидер и монополист – «GM-Uzbekistan» попал под шквал критики.

Понизит ли цены GM-Uzbekistan или что ждет автомонополиста в ближайшее время?
Фото:GM-Uzbekistan

Почему отношение узбекистанцев к отечественному автопрому дошло до презрительной ненависти и можно ли исправить эту ситуацию поговорим в сегодняшней статье.

 

Узбекистан занимает 36–е место в мировом рейтинге стран-автопроизводителей. Это всего 0, 14 % от общемирового производства. Для сравнения – первые 10 лидеров рейтинга производят 78 % всех автомобилей мира, первая тройка – Китай, США и Япония - более 50%.

 

При этом, внутренний рынок нашей страны абсолютно не насыщен автотранспортными средствами. В большинстве развитых стран на 1000 человек приходятся от 450 до 700 авто.

 

В странах Восточной Европы, Белоруссии, Прибалтики, России – около 300. В государствах Центральной Азии – в Киргизии и Казахстане на 1000 человек приходится более 200 автомашин, в Туркмении – больше 100.

 

В открытом доступе сложно найти даже примерную аналогичную цифру по Узбекистану, но по личным расчетам на 1000 жителей приходится не более 70 авто. Мы уже признали, что автомобиль – это не роскошь, а свобода перемещения.

 

Процент трудоспособного населения нашей страны намного выше, чем в России или Европе. Если предположить, что потенциальное число машиновладельцев должно составлять около 200 человек из тысячи (на уровне Казахстана), то дефицит внутреннего авторынка – около 5 000 000 единиц. Гипотетически, даже работая на 100% производственной мощности, «GM UZBEKISTAN» не покроет его и за 20 лет. Это если не учитывать убыль автотранспорта в результате ДТП и износа, рост уровня урбанизации и благосостояния, объем экспорта и прочие факторы. При среднем сроке жизни авто в 12 лет, чтобы в течении одного десятилетия(!) насытить внутренний рынок хотя бы до уровня соседних стран, нужно ежегодно обеспечить узбекистанцев полумиллионом автомобилей. Наверняка эта цифра при профессиональном подсчете еще значительно возрастет – ведь ни рост ДТП, ни снижение срока эксплуатации, ни временное обилие «автодинозавров» возрастом от 20 и старше лет я не в силах учесть.

 

Отложим вопрос эффективности менеджмента «GM UZBEKISTAN», пусть его рассматривают их акционеры и чиновники. Даже при полной загрузке производственных мощностей одному нашему «автогиганту» не заполнить даже местного рынка. Что говорить об огромных потенциалах Афганистана, России, того же Казахстана с Киргизией, где несмотря на экономические и политические проблемы спрос на автомобили уверенно растет.

 

«GM UZBEKISTAN» - монополист. Его руководство обязано устанавливать цены, используя свое монопольное положение, основываясь на маркетинговых исследованиях, а не гневных постах в Facebook.

 

Если через несколько лет (а быстро автозаводы не строятся) у «GM UZBEKISTAN» появится конкурент будет очень наивно ожидать понижения отпускных цен. Скорее всего, новый игрок повысит цены до нынешнего уровня.

 

МОНОполия превратится в ОЛИГОполию. Даже если допустить полное отсутствие негласного сговора, раздела рынка по модельным, ценовым и прочим сегментам, полное отсутствие коррупции - цены не опустятся. Не должны.


В реальности и качество производства и модельный ряд местных производителей даже при грамотном менеджменте не будет прогрессировать – экономически это невыгодно. Это положение может исправить только одно – снижение таможенных барьеров на ввоз новых автомобилей.

 

Можно сразу убрать их вовсе. Бюджет лишится поступлений. «GM UZBEKISTAN» с большой вероятностью обанкротится и прекратит выпускать автомобили, повторив судьбу нашего авиазавода. Зарубежным инвесторам не нужны такие активы - проще без таможенных платежей завезти автомобили своего производства.

 

Скорее всего на волне «либерализации» авторынка будет пролоббирован и свободный ввоз старых автомобилей. Автохлам с сопредельных государств, России, а затем и Европы хлынет сюда волной. Счастливые обладатели «свежих» автомобилей с еще большим презрением будут отзываться о машинах местного производства.

 

Отпустив контроль над ввозом, мы заполоним страну устаревшими и/или подержанными автомобилями, очистив рынки развитых стран для нового поколения экологичных средств передвижения, решив их проблему нефтезависимости и тд.

 

Что-то может выграем и мы. Ведь аналогичные процессы сполошь и рядом уже идут. Мы с гордостью устанавливаем устаревшие линии по производству неоновых ламп, жести, текстиля, бумаги и пр. А с выгодой продавшие их нам зарубежные «партнеры» переводят свои производства на современные светодиоды, современные пластики. Стремясь достичь ИХ вчерашний день, мы отстанем навсегда, превратимся в резервацию устаревших технологий и продуктов.


Давайте посмотрим, что объединяет первую десятку автопроизводителей:

Большие и маленькие территории, совершенно разное отношение к труду, разящая разница в ВВП и оплате труда – не сыграли решающей роли. Политические системы и коррупция – на разных полюсах. Технологические устои и традиции автомобилестроения тоже не стали определяющим фактором.

 

Главное – это поддержка правительства и патриотизм общества.

 

«GM UZBEKISTAN» как компания и уже давно сама стала жертвой собственного монопольного положения. Какие бы схемы и махинации не проводились бы с его продукцией, я никогда не поверю, что прибыль от стабильной ежегодной продажи 300-500 тысяч и более машин больше тех денег, которые заработаны. А это уровень, которого легко можно было бы достичь за годы монопольного владения рынком Узбекистана и упущенных возможностей экспорта.

 

Многие отрасли могут развиваться совершенно без участия государства. В этом году мы все узнали, что Узбекистан поставил в Россию рекордное количество попугаев! И мы этим гордимся. Но гордились бы больше, когда лидирующие позиции в России или Казахстане занимали наши автомобили!

 

Я верю, что нужно грамотное управление таможенными тарифами, перевод их из запретительных – в регулирующие, создание условий для появления новых автопроизводств и смежных с ними предприятий, сохранение уже созданой автоотрасли – намного перспективнее революционного разрушения .

 

Нам нужны автомобили: много, разных, современных и доступных по цене машин. Но свои. Чтобы лучшие инженеры и рабочие автопрома стали стержнем коллективов на новых автозаводах Узбекистана. Чтобы огромные инвестиционные вложения государства в виде налоговых льгот, субсидий и т.д. «не вылетели в трубу» и не перешли за бесценок в чужие руки. Чтобы появившиеся смежные производства не вымерли, а укрепились, наполнили налогами бюджет государства, зарплатой – карманы работников, дивидендами – счета акционеров (желательно – отечественных).

 

И чтобы новая отрасль стала мощным мотором экономики нашей страны.

Первая и вторая часть данной статьи доступны по следующим ссылкам:

Часть 1.
Часть 2.

 

Октай Алиев

комментарии
Ахмад Гурбангельдиев
9 октября 2018 г.
Когда то,кто то наварился на том,что за взятки и откаты запустили ДЭУ,а теперь народ пожинает плоды ТОГО,что сейчас мы гордо называем наш автопром. Это не наш автопром. Это пиндосы не ликвидный товар пихают твм
Ravshan Tumanov
17 августа 2018 г.
Машинки у нас не плохие, неторопитесь с мнениями .давайте прикинем что джм не существует .и что ?будем ездить на иномарках на старых хламах.вот именно на старых! Вы говорите наши авто дорогие а иномарки новые 5 -6 раз дороже чем отечественные подумайте сами . Я думаю автор тоже в чем то прав. мне кажется надо поднять зарплату в среднем на 500$ и снизить акциз не 27 а 5 .
Улугбек Таддибаев
11 августа 2018 г.
Машины очень не реально дорогие ,можно в Германии в пол этих цен четкий мерс приобрести
Джек Блэк
6 августа 2018 г.
GM окстись. До чего ты довел народ. Бесславный конец ждет тебя.
Normatov Jonibek
6 августа 2018 г.
Если они поднимут цены,то народ возьмется за ум и не будут покупать их ни ведро за бещенные деньги, лично я не буду пусть лучше пешком хожу, ни совести ни честь грёбанный Джи эм. Бойкот!!!
Приветствуются интересные и осмысленные комментарии по теме материала.
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
ГОРЯЧИЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ
ИНТЕРЕСНЫЕ
У ВАС ЕСТЬ НОВОСТЬ? Поделитесь с нами
ВЫСЛАТЬ НОВОСТЬ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ПОПУЛЯРНЫЕ
ГОРЯЧИЕ
ИНТЕРЕСНЫЕ
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ