Поиск
RUUZ

Экономика

Есть ли будущее у узбекского автопрома? (Часть 2)

В данной статье мы продолжим рассматривать мировой опыт развития автоиндустрии для изучения автопрома Узбекистана.

11265views22replies
0

Sputnik

Сегодня речь пойдет о феномене автопромышленной отрасли Южной Кореи.
Сегодня Южная Корея уверенно входит в 20-ку самых экономически развитых стран мира, занимает первое место в мире по инвестициям в научные разработки, третье – по качеству образования. Более 30% морских судов на земле построены в Южной Корее.
Поэтому совсем не удивляет то, что это маленькое государство занимает 6-е место в мировом рейтинге стран- автопроизводителей.
А начиналось все очень тяжело. После завершения 2-ой мировой войны, большинство инженеров и технических специалистов, как правило – японцев, покинули страну. Была полностью разрушена не только экономика, ранее работавшая в интересах милитаристской Японии, но и довоенное политическое устройство Кореи.
С момента разделения Корейского полуострова Южная Корея управлялась американским военным правительством. В это трудно поверить, но и корейские рабочие и служащие, которых и без того было мало – всего 3% от населения, стремились покинуть разоренную страну, уезжая в том числе в более благополучную на тот момент Северную Корею. Обретение независимости и избрание президентом Ли Сын Мана, удерживавшего власть до 1960 года, не привело «к прорыву в экономике».
Пришедшие к власти военные лидеры создали Верховный совет национальной перестройки, изначально называвшийся Революционным комитетом. Верховный совет практически перевел страну на плановую экономику, введя в 1962 году первый пятилетний план экономического развития Южной Кореи. В этом же году была обьявлена "Политика содействия автомобильной промышленности" и принят закон о защите автомобильной промышленности. Иностранные автопроизводители были отстранены от работы в Корее, за исключением совместных предприятий с местными бизнес-структурами. Аналогичные меры были приняты и других отраслях промышленности.
Усилия правительства дали свои результаты. В этом же году были создано три компании: Kyeongseong Precision Industry, известная нам сегодня, как "Kia Industry", Dong-Hwan Automobile Industry Co. (предшественник SsangYong Motor Company) и Saenara Automobile, созданная при техническом содействии компании Nissan Motor Co.
Asia Motors Company была основана в 1965 году, а в 1968 появилась при техническим сотрудничестве с Ford Motor Company – Hyundai Motor Company. При этом, все эти компании на первом этапе развития были «отверточными сборочными площадками». Усилия правительства дали быстрые результаты. Страна получила собственные автомобили, например такие, как Fiat-KIA 124 (1970–1975), известная на территории постсоветского пространства, как ВАЗ 2101 (в народе – копейка).
Но роль сборочного цеха не устраивала Корею, и правительство разработало новую стратегию развития промышленности - развитие экспорта и максимальная концентрация капитала. Из предприятий страны были выбраны 4 компании: Shinju (переформировалось в Daewoo Motors) , Asia Motors (объединившаяся вскоре с KIA), Hyundai Motors и KIA. Попасть в число избранных другие производители не спешили – «Королевским» компаниям» выдавали льготные кредиты и политическую поддержку, но требования предъявляли жесткие - 50 000 машин в год на каждой фирме и увеличение доли отечественных комплектующих до 91%!
В свою очередь государство ввело высокие (фактически – запретительные) тарифы на ввоз иномарок, а с 1975 года любую деталь или агрегат автомобиля можно было ввести, только доказав документально, что их аналоги в Южной Корее не производят.
Страшно даже писать это, но протекционизм привел к успеху – к 1980 году в стране выпускалось 204 тыс. машин в год, а локализация производства комплектующих превышала требования правительства (например KIA на 95% состояла из корейских деталей). Заполнив местный рынок, дешевые и относительно качественные корейские автомобили успешно дебютировали и на зарубежной сцене, в том числе на самом конкурентном рынке – американском.
Корейская автоэкспансия на этом не остановилась. Три кита Kia Motors, Daewoo Motors и Hyundai Motors стали выводить филиалы производств за рубеж: в Румынии, России, Польше, Украине и Узбекистане появились совместные производства.
Наряду с дешевыми и экономичными автомобилями компактных классов в ассортимент вошли и «дорогие» бизнес-седаны, кроссоверы и представительские автомобили. В зарубежных странах появилась развитая сеть представительств, обеспечивающих как продажу новых авто, так и дальнейшую диагностику и техобслуживание.
Ныне роскошные и современные корейские авто – желанные гости на любом международном автосалоне, ежегодный их выпуск превышает 4 миллиона только в самой Корее, входящей в ТОП-10 стран-автопроизводителей.
Нельзя не отметить, что некоторые механизмы в области автоиндустрии Узбекистан позаимствовал именно у южнокорейской модели развитии автопромышленности.
Об этом Вы узнаете в 3–й части данной статьи, с 1-й частью можно ознакомиться здесь.
Октай Алиев
11265views22replies
0

Комментарии