Экономика

Есть ли будущее у узбекского автопрома? (Часть 2)

В данной статье мы продолжим рассматривать мировой опыт развития автоиндустрии для изучения автопрома Узбекистана.

Есть ли будущее у узбекского автопрома? (Часть 2)
Фото:Sputnik

Сегодня речь пойдет о феномене автопромышленной отрасли Южной Кореи.

 

Сегодня Южная Корея уверенно входит в 20-ку самых экономически развитых стран мира, занимает первое место в мире по инвестициям в научные разработки, третье – по качеству образования. Более 30% морских судов на земле построены в Южной Корее.

 

Поэтому совсем не удивляет то, что это маленькое государство занимает 6-е место в мировом рейтинге стран- автопроизводителей.

 

А начиналось все очень тяжело. После завершения 2-ой мировой войны, большинство инженеров и технических специалистов, как правило – японцев, покинули страну. Была полностью разрушена не только экономика, ранее работавшая в интересах милитаристской Японии, но и довоенное политическое устройство Кореи.

 

С момента разделения Корейского полуострова Южная Корея управлялась американским военным правительством. В это трудно поверить, но и корейские рабочие и служащие, которых и без того было мало – всего 3% от населения, стремились покинуть разоренную страну, уезжая в том числе в более благополучную на тот момент Северную Корею. Обретение независимости и избрание президентом Ли Сын Мана, удерживавшего власть до 1960 года, не привело «к прорыву в экономике».

 

Пришедшие к власти военные лидеры создали Верховный совет национальной перестройки, изначально называвшийся Революционным комитетом. Верховный совет практически перевел страну на плановую экономику, введя в 1962 году первый пятилетний план экономического развития Южной Кореи. В этом же году была обьявлена "Политика содействия автомобильной промышленности" и принят закон о защите автомобильной промышленности. Иностранные автопроизводители были отстранены от работы в Корее, за исключением совместных предприятий с местными бизнес-структурами. Аналогичные меры были приняты и других отраслях промышленности.

 

Усилия правительства дали свои результаты. В этом же году были создано три компании: Kyeongseong Precision Industry, известная нам сегодня, как "Kia Industry", Dong-Hwan Automobile Industry Co. (предшественник SsangYong Motor Company) и Saenara Automobile, созданная при техническом содействии компании Nissan Motor Co.

 

Asia Motors Company была основана в 1965 году, а в 1968 появилась при техническим сотрудничестве с Ford Motor Company – Hyundai Motor Company. При этом, все эти компании на первом этапе развития были «отверточными сборочными площадками». Усилия правительства дали быстрые результаты. Страна получила собственные автомобили, например такие, как Fiat-KIA 124 (1970–1975), известная на территории постсоветского пространства, как ВАЗ 2101 (в народе – копейка).

 

Но роль сборочного цеха не устраивала Корею, и правительство разработало новую стратегию развития промышленности - развитие экспорта и максимальная концентрация капитала. Из предприятий страны были выбраны 4 компании: Shinju (переформировалось в Daewoo Motors) , Asia Motors (объединившаяся вскоре с KIA), Hyundai Motors и KIA. Попасть в число избранных другие производители не спешили – «Королевским» компаниям» выдавали льготные кредиты и политическую поддержку, но требования предъявляли жесткие - 50 000 машин в год на каждой фирме и увеличение доли отечественных комплектующих до 91%!


В свою очередь государство ввело высокие (фактически – запретительные) тарифы на ввоз иномарок, а с 1975 года любую деталь или агрегат автомобиля можно было ввести, только доказав документально, что их аналоги в Южной Корее не производят.

 

Страшно даже писать это, но протекционизм привел к успеху – к 1980 году в стране выпускалось 204 тыс. машин в год, а локализация производства комплектующих превышала требования правительства (например KIA на 95% состояла из корейских деталей). Заполнив местный рынок, дешевые и относительно качественные корейские автомобили успешно дебютировали и на зарубежной сцене, в том числе на самом конкурентном рынке – американском.

 

Корейская автоэкспансия на этом не остановилась. Три кита Kia Motors, Daewoo Motors и Hyundai Motors стали выводить филиалы производств за рубеж: в Румынии, России, Польше, Украине и Узбекистане появились совместные производства.

 

Наряду с дешевыми и экономичными автомобилями компактных классов в ассортимент вошли и «дорогие» бизнес-седаны, кроссоверы и представительские автомобили. В зарубежных странах появилась развитая сеть представительств, обеспечивающих как продажу новых авто, так и дальнейшую диагностику и техобслуживание.

 

Ныне роскошные и современные корейские авто – желанные гости на любом международном автосалоне, ежегодный их выпуск превышает 4 миллиона только в самой Корее, входящей в ТОП-10 стран-автопроизводителей.

 

Нельзя не отметить, что некоторые механизмы в области автоиндустрии Узбекистан позаимствовал именно у южнокорейской модели развитии автопромышленности.

 

Об этом Вы узнаете в 3–й части данной статьи, с 1-й частью можно ознакомиться здесь.

 

Октай Алиев

комментарии
Сабир Мавлянов
12 августа 2018 г.
Спасибо Октай Алиеву за правильный взгляд к национальному Автопрому Республики Узбекистан. Я в стороне автора статья. Наш Автопром потерял много времени для локализации комплектующих для ЖМ Моторс. Теперь ЖМ, должен нашем предпринимателями тесно сотрудничать. Я уверен у нас есть частные предприятия который могут запустит производства комплектующих для автомобиля. Не к чему остановить такое предприятие со специалистами. Мое мнения на базе этих производственных предприятия Республика Узбекистан освоит и создаст новые Высокотехнологичные проекты.
Дмитрий Тютин
6 августа 2018 г.
Существенно снизить растаможку новых импортных авто! Но не тех, что стоят 40 американских косарей! Бюджет в накладе не останется. Возможно, прибыль с таможенной очистки превысит доходы от асакинского завода
Alex Ahmedov
4 августа 2018 г.
будущее у нашего автопрома будет,когда появятся настоящие профессионалы ,специалисты своего дела причем на всех уровнях от детских садов до правительства,президент уже начал выстраивать эту структуру,но нужно время лет 30-40,смена поколения и менталитета.Корее до сегодняшнего состояния развитости тоже потребовалось не 10 лет...
Nodir Ho'ja
1 августа 2018 г.
1)Расформировать и перезапуск автопрома. 2)Убрать растаможку на иномарки. 3)Создать условия для здоровой конкуренции в стране 4) Начать производить экоавтомобили бюджетного класса. 5) Постоянный строгий контроль качества.
Roshka Khamraev
31 июля 2018 г.
взгляните шире друзья цены подняли не зря,чтоб окончательно закрыть завод GM и открыть растаможку,повод же должен быть не просто же закрыть !!
Приветствуются интересные и осмысленные комментарии по теме материала.
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
ГОРЯЧИЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ
ИНТЕРЕСНЫЕ
У ВАС ЕСТЬ НОВОСТЬ? Поделитесь с нами
ВЫСЛАТЬ НОВОСТЬ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ПОПУЛЯРНЫЕ
ГОРЯЧИЕ
ИНТЕРЕСНЫЕ