Поиск
RUUZ

Экономика

Государственный протекционизм – от кого и зачем защищать отечественные производства?

Мы живем во времена перемен. И одна из главных перемен в нашей жизни – возможность не только наблюдать за жизненно важными для каждого изменениями, но и активно участвовать в их планировании и обсуждении.

5353views10replies
0

Мы все – за либерализацию экономики Узбекистана – ведь это равенство возможностей и свободная конкуренция, разрушение хитросплетенной системы явных и скрытых льгот и запретов, охранявших монопольные интересы отдельных бизнесменов, поделивших большинство сегментов рынка. Но к чему приведет экономику полный отказ от защиты внутреннего рынка и местных производителей?
В теории все выглядит идеально. В каждой отрасли останутся лишь лучшие, самые конкурентоспособные прогрессивные производители. Их ряды пополнят новые игроки, в том числе и иностранные инвесторы, которые кроме капитала привезут инновации, патенты и технологии, откроют новые рынки сбыта, обеспечат рабочей силой. Так ли это на самом деле?
Возьмем для примера отечественную фармацевтическую отрасль. За последние годы был принят ряд мер для обеспечения населения доступным по цене ассортиментом лекарств.
Сработает ли невидимая рука рынка , когда речь идет о жизненно важных лекарственных препаратах, и какой ценой будет достигнуто «смещение кривой спроса и предложения»? Сколько людей получат инвалидность, сколько рабочих человекодней потеряет страна в целом? Сколько пенсионеров и малоимущих обратится к шарлатанам и лекарям-самозванцам и займутся антинаучным самолечением?
И сколько товаров и услуг во всех сферах экономики не найдут своего потребителя, потратившего лишние средства «в аптеке». Смогут ли наши отечественные производители без поддержки государства одновременно обеспечить и производство эффективных и доступных препаратов и вкладывать средства в научные разработки и расширять, совершенствовать производство?
Разумеется, на местном рынке развернутся иностранные производители. Уже сегодня рынок и так на 70-80% заполнен импортными лекарствами. Каковы шансы местного производителя выжить в конкурентной борьбе с мировым фармлидером – компанией Johnson & Johnson, со среднегодовым доходом, равным ВВП нашей республики? Любая компания из ТОП-100 с легкостью может подмять под себя весь аптечный рынок Узбекистана, скупив или вытеснив местных конкурентов, даже не прибегая к демпингу, подкупу чиновников, лоббированию выгодных для себя изменений законодательства – достаточно обычным методам из арсенала крупных «транснациональных» компаний.
На первый взгляд, обыватели не проиграют в таком случае. Только на первый! Если местные производители взвинчивают цены на свои товары, пользуясь монопольным положением, почему аналогично не станут поступать иностранные компании?
Возможно, глупо во всем видеть теорию заговора мегакорпораций. Но наличие развитых фармакологических производств, в том числе использующих местное сырье – это не просто вопрос престижа – это вопрос национальной безопасности.
Ведь социально опасный дефицит лекарственных средств может возникнуть по целому ряду различных причин, и не все из них можно решить политической волей или экономическими рычагами. При отсутствии развитого внутреннего производства постоянная угроза лекарственного дефицита будет сопровождать нас. Госзакупками и резервами эту проблему не преодолеть, а затраченные при этом средства в виде грантов, кредитов и дотаций в отечественное производство наверняка дадут лучший результат.
Вопрос экономической безопасности должен учитываться во множестве других отраслей, таких как сельское хозяйство. Сколько сортов дынь, помидоров, вишни, черешни досталось нам в наследство от многих поколений земледельцев. А сколько из них можно найти сегодня в местных магазинах и на рынках? Десятки сортов овощей, фруктов, других сельхозкультур, приспособленных к особенностям местного климата и вкусам и потребностям местного населения исчезли или исчезнут в ближайшие годы.
В этом тоже вроде нет коварного умысла. Другими словами, 60% всего посевного материала в мире производят всего 10 компаний. Им не интересно сохранять сортовое многообразие, учитывать интересы конкретных стран и регионов. Проще подвести все под общий знаменатель универсального сорта. При этом, вкладывая огромные средства в разработку новых методов генной модификации и гибридизации растений, эти корпорации добились того, что большую часть из ассортимента продаваемых ими семян невозможно воспроизвести и культивировать самостоятельно – уже во втором-третьем поколении они теряют всхожесть, становятся стерильными. Кроме того, лоббируя изменения законодательства крупнейших стран-сельхозпроизводителей, компании получают патенты на различные сорта культивируемых веками растений, добиваются лицензирования на производство и перепродажу семенного материала.
Например, несколько лет назад Немецкий химический и фармацевтический гигант Bayer купил крупнейшего в мире производителя генетически модифицированных продуктов Monsanto. После нескольких месяцев переговоров итоговая стоимость сделки составила 66 миллиардов долларов. Обе компании известны своими инновационными научными разработками и беспринципностью ведения бизнеса, Шлейф скандалов и разоблачений тянется за ними многие десятилетия.
Зная историю этих компаний, трудно поверить, что интересы жителей отдельной страны будут для них важнее получаемых прибылей.
Не сохранив собственного производства семенного материала, мы рискуем не просто лишиться разнообразия в продуктовых магазинах, а ставим под угрозу пищевую безопасность в целом, рискуем лишиться и технических культур – в том числе хлопка, кукурузы, подсолнечника. Помимо семян мы будем вынуждены приобретать и весь спектр сельскохозяйственной химии – производимые этими же компаниями, традиционные дефолианты и гербициды других компаний по странному совпадению теряют свою эффективность для данных посевов. Это бизнес, ничего личного.
Отечественные производители лекарственных препаратов, посевного материала, научных и измерительных приборов и многие другие производства не смогут противостоять натиску зарубежных конкурентов. Речи о равной конкурентной борьбе тут быть не может – помимо несоизмеримых размеров и мощностей налицо десятки прочих факторов.
Защита местного рынка экономическими барьерами для иностранных конкурентов – наверняка не единственный метод, и уж точно не самый популярный. Многоуровневая и разносторонняя поддержка внутреннего рынка, создание профессиональных объединений, специализированных бирж, ускорение процессов сертификации продукции, выкуп государственными ведомствами патентов, финансирование научных исследовании в том числе и за рубежом и множество других мер позволит избежать широкого применения ограничительных тарифов. Создав условия для развития таких отраслей, мы защитим не только бизнес, но и интересы всего государства и его граждан.
Октай Алиев,
глава компании Dominant SP Ltd
5353views10replies
0

Комментарии