Мнение

Что даст реализация проекта «Один пояс, один путь» для стран Центральной Азии

Озвученные в 2013 году Председателем КНР Си Цзиньпином идеи создания «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» впоследствии концептуально вылились в общую стратегическую концепцию под названием «Один пояс, один путь».

Что даст реализация проекта «Один пояс, один путь» для стран Центральной Азии

Концепция направлена на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных и экономических коридоров, связывающих более 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки.

 

Узбекистан активно поддерживает инициативу «Один пояс, один путь» в целях дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества с Китаем в торгово-экономической, инвестиционной, транспортно-коммуникационной сферах, формирования новой, эффективной и экономически обоснованной межрегиональной системы транспортных коммуникаций.

 

«Один пояс, один путь» – это мега-проект, имеющий важное историческое значение с точки зрения его более рационального использования и перспектив торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества во благо развития и процветания стран-участниц, повышения благосостояния их народов.  Следует изучить все поставленные цели в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

 

Для стран Центральной Азии реализация этой программы даст огромный шанс развить региональную кооперацию, расширить масштабы создания и эксплуатации транспортно-коммуникационных коридоров, наладить культурный обмен.

 

То есть проект приносит пользу не только для Китая, но и для всех стран-участниц. КНР, конечно, является инициатором «Одного пояса, одного пути», но плоды его реализации получат все государства.

 

С привлечением китайских технологий, инвестиций и кредитов в Узбекистане реализованы многие ключевые промышленные и инфраструктурные проекты.

 

При этом представляется очень важным интенсифицировать сотрудничество и в других сферах, в том числе через создание механизмов финансирования инфраструктурных проектов.

 

Самый яркий пример взаимовыгодного сотрудничества – это строительство железной дороги и тоннели «Ангрен-Пап» в Узбекистане. Этот проект был успешно реализован при содействии китайской стороны.

 

Экономическое взаимодействие не ограничивается транспортно-логистической сферой: строятся промышленные мощности в различных секторах, осуществляется финансовая кооперация и так далее.

 

В дальнейшем этот список пополнят производство инновационных товаров. Тем более, что 2018 год в Узбекистане объявлен «Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». Инновационному подходу следует и Китай в своей экономической стратегии. Это означает, что перед странами открываются новые возможности для сотрудничества.

 

В этой связи, хотелось бы обратить внимание читателей на некоторые факты, прогнозные показатели и расчеты, связанные с развитием взаимовыгодного международного сотрудничества в рамках реализации проекта «Один пояс, один путь» в транспортно-коммуникационной сфере

 

Транспортный коридор «Андижан-Ош-Сарыташ-Иркештам-Кашгар» с выходом на Урумчи до Пекина, Шанхая, Гуанчжоу - это кратчайший путь, связывающий наземные коммуникации Узбекистана и Китая через Кыргызстан.

 

Его использование значительно сократит транспортные, таможенные и прочие издержки, а также сроки доставки грузов – на 7-8 суток из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы.

 

Проект строительства железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном активизируется в 2018 году. С вводом его в эксплуатацию Китай и страны Центральной Азии получат выход к иранским портам Персидского залива.

 

Кроме того, центрально-азиатские государства через железнодорожную сеть КНР смогут пользоваться китайскими портами на Тихом океане.

 

Наряду с этим, намечено модернизировать до уровня хай-вэя, расширить и обновить автодорожную магистраль по этому же маршруту.

 

А также проложить, с помощью китайских специалистов, новый, более широкий и протяженный горный тоннель «Камчик-2» - под уже действующим. Это позволит сделать его более безопасным, а верхний тоннель, перевести в статус запасного.

 

Стоимость перевозки одного контейнера ж/д транспортом по маршруту «Хоргос (Китай)-Алтынколь-Алматы (Казахстан)- Ташкент-Асака (Узбекистан)» протяженностью 1570 км превышает $2600, что на 20% выше по сравнению с его перевозкой автотранспортом по маршруту «Кашгар-Иркештам -Ош-Андижан».

 

С февраля месяца 2018 началась перевозка грузов экспортеров Узбекистана и соседних государств по транспортному коридору «Ташкент-Андижан-Ош-Иркештам-Кашгар», протяженностью 920 км. Время в пути 31 час и 16 из них в движении со средней скоростью 50-60 км/час.

 

При необходимости срочный груз можно доставить и за сутки. Время прохождения узбекско-кыргызской границы «Дустлик» около 1,5 часа, кыргызско-китайской границы «Иркештам» приблизительно 2 часа.

 

Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта изготовлены и направлены китайской и кыргызской сторонам бланки разрешений на осуществление перевозок (по 500 каждой стороне).

 

Недавно создано СП ООО «Silk Road International», оснащенное 80 грузовыми автосредствами с их увеличением до конца 2018  года до 200 единиц и наращиванием, исходя из объемов, что позволит обеспечить провоз около 100 тысяч тонн экспортно-импортных грузов.

 

К середине февраля 2018 года получены заявки на перевозку внешнеторговых грузов на 3 месяца - в объеме 27 тысяч тонн. Это продукция текстильной, кожевенной и сельскохозяйственной промышленности, а также импортная продукция электротехнической промышленности, машиностроения и др.

 

Большой интерес к новому маршруту связан с минимальными сроками доставки грузов, поскольку, по коридору через Казахстан груз поставляется из Узбекистана в Китай за 8-10 дней.

 

Важным фактором станет и стоимость перевозки. Тарифы на провоз контейнеров и сборных грузов позволяют экономить от $300 до $500 за доставку каждой партии груза. Это позволяет сократить расходы на $2,5 млн. в год, что скажется на себестоимости продукции, и ее конкурентоспособности.

 

Для создания дополнительных удобств грузоотправителям и грузополучателям республики в Андижанской области на базе терминала станции «Ахтачи» создан мульти модальный транспортно-логистический центр, позволяющий довозить грузы со всех уголков Узбекистана в Андижан железнодорожным транспортом и далее в Китай на автотранспорте.

 

Вышеуказанные меры служат основой для дальнейшего сотрудничества стран региона, в том числе активизации строительства новой железнодорожной магистрали «Узбекистан-Кыргызстан-Китай», которая позволит создать новые трансконтинентальные коридоры «Китай-Центральная Азия-Кавказ-Европа» и «Китай-Центральная Азия-Афганистан-Иран». Они будут короче по сравнению с действующими коридорами практически на 1000 км.

 

К указанному маршруту проявляют интерес и афганские партнеры в части транспортировки грузов по железной дороге от Мазари-Шарифа до Андижана и далее в Китай. Со строительством новой железной дороги «Мазари-Шариф-Герат» (Трансафганский коридор), завершится формирование Трансконтинентального транспортного коридора «Китай-Центральная Азия-Южная Азия-Ближний Восток».

комментарии
Приветствуются интересные и осмысленные комментарии по теме материала.
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
ГОРЯЧИЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ
ИНТЕРЕСНЫЕ
У ВАС ЕСТЬ НОВОСТЬ? Поделитесь с нами
ВЫСЛАТЬ НОВОСТЬ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ПОПУЛЯРНЫЕ
ГОРЯЧИЕ
ИНТЕРЕСНЫЕ
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ