Поиск
RUUZ

Мнение

Узбекистан на пути перемен

Узбекская земля – колыбель многих древних цивилизаций, центр развития человеческой культуры в Центральной Азии. И сегодня Республика Узбекистан является ключевой страной этого региона, все громче заявляющей о себе на мировой арене.

4923views0replies
0

Как суверенное независимое государство Узбекистан имеет сравнительно небольшую историю, но за эти годы ее народом был пройден огромный путь от сырьевого придатка СССР до крупного регионального игрока с развивающейся экономикой, инфраструктурой, гражданским обществом.
В отличии от большинства бывших советских республик Узбекистану удалось избежать больших потрясений в виде военных конфликтов или экономических коллапсов. Все это создало предпосылки для гармоничного поступательного развития молодого государства.
И сегодня, когда у руля управления страной находится Президент Шавкат Мирзиёев в Узбекистане определились новые векторы развития, а система государственной власти и управления за короткое время претерпела масштабные положительные изменения, сделав основной акцент на защиту прав граждан и реальное отстаивание интересов населения.
Всего за полтора года своего правления Ш. Мирзиёев осуществил масштабные преобразования, заставив говорить об Узбекистане во всем мире как о стране со стабильной политической системой, динамично развивающейся экономикой, открытой внешней политикой. Все это создало огромный потенциал перспективного развития, притока инвестиционных капиталов, укреплению региональной стабильности.
Основой проводимых реформ стала инициированная главой государства Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, принятой в феврале 2017 года. В этом программном документе отражены конкретные и практические меры, направленные на качественное улучшение системы государственного и общественного строительства, реформирование социально-экономической, судебно-правовой сферы, выстраивание взвешенной и конструктивной внешней политики.
А первыми шагами Шавката Мирзиёева на своем посту стали реформы гражданского общества, где главными приоритетами были определены интересы и права простых граждан. При этом главными идеями были провозглашены тезисы «Интересы человека – превыше всего», «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Именно они стали основой воплощения в жизнь намеченных реформ на новом этапе развития Узбекистана.
Стоит отметить, что реальные изменения, которые начались в стране нашли живой отклик и поддержку у узбекистанцев. Так, например, в числе проведенных реформ значатся двухлетний мораторий на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, отмена запрета на прием на работу граждан, не имеющих временной или постоянной прописки либо учета по месту пребывания, повышение ответственности чиновников за результаты своей работы, децентрализация государственных функций и полномочий, контроль за деятельностью силовых структур, ограничение участия государства в создании бизнес-структур, разработка соответствующих рыночных механизмов, передача отдельных функций государства частному сектору и многие другие. Сегодня делается ставка на малый и средний бизнес в качестве двигателей экономического развития страны, предпринимаются конкретные шаги по либерализации финансовой и денежно-кредитной политики, в частности, облегчению конвертации валюты и уменьшению значительной регуляторной роли государства.
Одновременно с этим Шавкат Мирзиёев начал осуществлять новую внешнюю политику, направленную на улучшение отношений с ближайшими соседями по региону и повышение авторитета Узбекистана на мировой арене, открытость и взаимовыгодное сотрудничество. Стоит сказать, что внешняя политика его предшественника на посту главы государства привела к тому, что страна имела, мягко говоря натянутые отношения со всеми региональными государствами, да и отношения с ведущими мировыми державами были достаточно сложными. В те годы за Узбекистаном закрепилось мнение, как о стране закрытой, проводящей нестабильный и изменчивый курс.
Новые реалии, предложенные Ш.Мирзиёвым на международной арене стали настоящим откровением. А его лучезарная улыбка и открытое лицо стали своеобразной визитной карточкой нового Узбекистана.
В сравнительно короткий период состоялись встречи с главами всех центральноазиатских стран, итогом которых стали десятки соглашение о развитии уважительного и взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества, укрепления дружественных, экономических, культурных и гуманитарных отношений. Одним из примеров тут может послужить серьезное сближение Узбекистана с Кыргызстаном и Таджикистаном, с которыми до сих пор имел напряженные отношения. Делимитация границ, возобновление воздушного сообщения, транспорт, связь и экономическое сотрудничество стали главными темами обсуждений между соседними республиками региона. Кроме того, большой международный резонанс получили инициативы Шавката Мирзиёева, направленные на урегулирование политической обстановки и налаживанию мирного процесса в Афганистане. Активная политика Узбекистана в Центральной Азии помогла значительно снизить конфликтный потенциал в регионе.
Здоровый прагматизм ориентировал подход Узбекистана в отношениях с иностранными державами и за пределами региона. Это выражается в стремлении сделать страну политически и экономически более важным как для ближайших соседей, так и для других стран в целях расширения инвестиционного и торгового потенциала. Например, Узбекистан активизировал сотрудничество с Южной Кореей по информационным технологиям, производству автомобилей и медицинскому образованию, с Турцией - по вопросам развития производства и туризма, с Россией - по увеличению экспорта сельскохозяйственной продукции, с Китаем - по развитию нефтегазового сектора и в кредитно-финансовой сфере. Таким образом в Ташкенте стремятся поддерживать дружеские добрососедские отношения, при этом оценивая, какие экономические выгоды сотрудничество принесет стране.
Именно через развитие экономики Президент Узбекистана видит дальнейшее укрепление страны. При этом основными тенденциями является развитие экономики на основе внедрения современных высокотехнологичных и инновационных производств, привлечение иностранных инвестиций. Также в качестве еще одного драйвера развития видится укрепление частного бизнеса и предпринимательства. Не случайно 2018 год в стране объявлен годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». Кроме того, ведется активная работа по импортозамещению и локализации ряда производств, направленных на формирование экономики от сырьевой к выпускающей продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Принимаемые меры уже дают свои ощутимые плоды. Так отмечается реальный прогресс в сферах регистрации бизнеса, получения разрешений на строительство, защиты миноритарных инвесторов, налогообложения и подключения к системе электроснабжения. В итоге это позволило Узбекистану подняться на 13 позиций в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса-2018» и войти в десятку мировых лидеров по улучшению делового климата.
Также, благодаря созданию благоприятного инвестиционного климата растет приток иностранных финансовых вливаний во всех отраслях экономики, что позволяет реализовывать ряд значимых амбициозных проектов в энергетике, машиностроении, перерабатывающей промышленности.
По данным на конец 2017 года подписано свыше 200 международных договоров, а также контрактов и соглашений на сумму около 60 млрд долларов. Товарооборот Узбекистана с зарубежными странами вырос на 16,6% и составил 22 млрд долларов.
Объем торговли с Россией увеличился на 18% (4,01 млрд долларов), с Китаем — на 15% (4 млрд долларов), с Казахстаном — на 12,3% (1,71 млрд долларов), с Турцией — на 31% (1,23 млрд долларов), с Республикой Корея — 36% (1,1 млрд долларов).
В числе последних крупных экономических проектов - введение в эксплуатацию Кандымского газоперерабатывающего комплекса в Бухарской области. Проект реализован при участие российской компании «ЛУКОЙЛ». Его производительность – более 8,1 млрд кубометров газа в год. Он позволит перерабатывать сероводородсодержащий газ с целью получения очищенного природного газа, стабильного газового конденсата и комовой серы.
Подытоживая сказанное можно без преувеличения сказать, что за короткий срок нахождения у власти президента Шавката Мирзиёева в Узбекистане произошли беспрецедентные изменения во внутренней и внешнеполитической сферах, каких страна давно не знала. А надежда, что сформировавшийся за предыдущие годы скептицизм жителей страны и представителей мирового сообщества будет развеян настойчивыми и системными действиями руководства страны на пути последовательных реформ.  
Б.Акрамов
4923views0replies
0

Комментарии