Поиск
RUUZ

«Зачем вам газ? Вам недолго осталось...»

Всего лишь в пятнадцати километрах от Ташкента есть махалля «Бешбой». В ней в основном живут старики, люди с инвалидностью, многодетные и малообеспеченные семьи. Прямо сейчас все эти люди замерзают от холода и пытаются выжить своими силами. А все потому, что «Бешбой» - единственная махалля в округе, куда не проведен газ. Местные власти бездействуют, отрицая существование проблемы. 

31501views48replies
0

UzNews.uz

Махалля «Бешбой» расположена в Уртачирчикском районе Ташобласти. Корреспондент UzNews.uz отправился на место, встретился с пострадавшими жителями. Рассказываем все, что узнали.
Ахангаранское шоссе. Пасмурное декабрьское утро. Высокий столб на обочине указывает, что мы въезжаем в Уртачирчикский район. Начинаются поселки, вдоль дороги газовые трубы. Думаешь, хоть здесь у людей газ есть… И тут – сюрприз. Оказывается, газа в трубах нет – то есть фактически муляж. Потому что трубы ни к чему не подключены, установлены в обрезанном виде. Местные жители говорят, что их просто красят желтой краской перед визитами властей, и те, как правило, проезжают мимо.
Махалля «Бешбой» разделена на несколько улиц. Самые крупные - «Таянч» и «Юлдуз». На первой газ есть, но давление очень низкое. Жители домов по улице «Юлдуз» вообще не подключены к газу. О них мы и расскажем.
Гульбахор Кадирова – мать троих несовершеннолетних детей. Пять лет назад она купила в этой махалле старенький двухкомнатный домик. Продавец убедил, что скоро им подключат газ. Прошло пять лет, газа до сих пор нет.
— Круглый год мы отапливаем дом электричеством, – говорит Гульбахор, – а его нам часто отключают. Недавно, когда снег пошел, свет отключили на шесть часов. Мы сильно замерзли, очень холодно было. Каждую зиму так… Раньше отапливала дом дровами, сосед на время давал печку. Когда печку забрал, пришлось перейти на обогреватель. А так, остальные жители печку топят, у кого возможность есть. У нас в доме все на электричестве. Хлеб пеку в электрической духовке, еду на электроплите готовлю, воду тоже в электрочайнике грею. Когда свет отключают, то здесь жизнь останавливается.
Ежемесячно на электричество уходит 300-400 тысяч сумов. А семейный бюджет семьи из четырех человек – 540 тысяч.  На еду остается 150-200 тысяч сумов. Гульбахор воспитывает детей одна, муж алименты не выплачивает.
Марьям Идаятовой 65 лет. Тридцать из них она живет здесь – в «Бешбое». Всю жизнь проработала заведующей столовой, муж – 48 лет на стройке. Последние 13 лет на инвалидности (II группа). Он почти не ходит. У супругов есть квартира в Ташкенте, но она на четвертом этаже. Спускаться и подниматься муж уже не может, поэтому семья живет круглый год за городом в своем доме.
— Зимой печку топим то дровами, то углем, – говорит Марьям Рафаиловна. – Газа нет, питьевой воды нет, транспорта нет. Живем здесь много лет, постоянно что-то подписываем. Обещают: «Газ будет, газ будет!». Но ничего не шевелится, ничего не горит.
У Марьям Рафаиловны пенсия – 550 тысяч сумов, у мужа – 570 тысяч. Заправка большого баллона газом обходится 200 тысяч сумов. Его хватает почти на месяц. Есть и по 800 тысяч сумов, которого хватает на больший срок, но это им уже не по карману. А государственного газа за 25 тысяч, который привозят по договору из Тойтепы не хватает и на неделю.
— К тому же эти баллоны за 25 тысяч могут привезти полупустыми. Или даже пустыми, – говорит Марьям Рафаиловна. – Куда мы только не жаловались. В газовой службе над нами только смеются. Говорят: «Вам недолго осталось. Зачем вам газ?».
Зульхумор Узакова десять лет назад продала трехкомнатную квартиру в Ташкенте и переехала из города в «Бешбой». На этот шаг она пошла из-за нездоровья дочери, у которой ДЦП, ей желательно жить поближе к природе, на свежем воздухе.
— Я купила этот дом еще и для того, чтобы в будущем дочка занималась сельским хозяйством, – говорит Зульхумор апа. – Чтобы курочек разводила, или что-то еще. Я же тоже не вечная. Пенсия по инвалидности у дочки маленькая. На 500 тысяч [размер пенсии] она не сможет прожить. А так свое подсобное хозяйство будет…Всю весну и лето во время пандемии мы жили здесь с дочкой и мамой – 83 года – за городом. Но в ноябре наступили холода, газа в доме нет, с электричеством плохо. Мама с дочкой заболели, и мы уехали на время в Ташкент к другой дочери. Просим хокима Уртачирчикского района, чтобы он помог нам провести сюда газ. Уже десять лет мы просим, и десять лет дальше обещаний не идет.
С хокимом Уртачирчикского района, к сожалению, встретиться не удалось. Зато получилось поговорить с его первым заместителем Ихтиёром Касимовым. Ихтиёр Рустамович пригласил главного инженера Уртачирчикского отделения компании «Худудгазтаъминот», которая отвечает за установку и эксплуатацию газораспределительных сетей. Вместе с ним мы отправляемся к директору этого предприятия Саидсобиду Убайдуллаеву. И тут выясняется, что раньше, еще при Союзе, эта махалля была дачным поселком, люди приезжали сюда временно, в домах постоянно никто не жил. Поэтому и газ не подводили сюда, было только электричество. Сейчас же в этих домах большинство семей живет круглый год. Это их единственное жилье. Но у компании, по словам директора, нет собственных средств, чтобы провести газ в махаллю.
Решение проблемы предложил начальник отдела по сжиженному газу «Худудгазтаъминот» Уртачирчикского отделения Абдугани Ташходжаев:
— Для этой махалли нужно из соседней провести отдельный газопровод – это около трех километров. Тянуть трубу с соседней улицы «Таянч» нельзя, потому что там и так низкое давление газа. Если подключить еще одну улицу, то ни у тех, ни у этих жителей газа не будет. Поэтому тянуть надо из газораспределительного пункта. И мы даже готовы бесплатно проложить газопровод. Но нужны трубы, специальное оборудование и много еще чего, а средств на это нет.
То есть получается так: когда-то, несколько десятилетий назад люди в поселке не жили постоянно, потом все изменилось. Но ни у компании, ни у местных властей не хватило этого немалого времени, чтобы создать людям соответствующие условия жизни. А всего-то нужно провести трехкилометровую трубу. К слову сказать, здесь и мусор накапливается, который никто до сих пор не вывозит. А это что мешает сделать?
Константин Башлаев
Видео:
31501views48replies
0

Комментарии