Поиск
RUUZ

«Солнечные» дети живут среди нас

Корреспондент UzNews.uz побывал в гостях у Хилолы Тохтамуродовой, которая обучает детей с синдромом Дауна, вселяет в них надежду, уверенность и самоуважение.

10821views4replies
0

UzNews.uz

Этой женщине 34 года, но ее развитие – на уровне пятилетнего малыша. У Веры синдром Дауна, она «солнечный ребенок». Из-за этой ее особенности ее в свое время не приняли в кружок рукоделия. Но ту же Веру судьба свела с человеком, который ей помог войти в мир искусства - Хилола откликнулась на просьбу мамы Веры и согласилась обучать девочку на дому. И Вера очень скоро стала радовать ее своими успехами в рисовании, - а начинали ведь с того, что ее приходилось учить различать разные цвета. Вера обрела новый смысл жизни.
Хилола же, вдохновленная успехами ученицы, создала собственный проект по обучению искусству детей с синдромом Дауна, который назвала «Мир с тобой». С этим проектом Хилола победила в международном конкурсе и получила грант в размере €12000 от Европейского союза и Internews. 
Так произошел очередной поворот в судьбе Хилолы Тохтамуродовой. Родилась она в Паркенте, Ташкентской области. До пяти лет жила с родителями, затем ее взяла на воспитание бабушка в Ташкенте. 
— Как и все дети я очень любила целыми днями гулять на улице, – вспоминает Хилола. –Однажды бабушка вдруг сказала: «Так не пойдет, кем ты вырастишь?». Принесла мне проволоку и бисер. Я злилась…из-за того, что меня не выпускали из дома, взяла проволоку, стала нанизывать на нее бисер, крутила, придавала форму… И вот так освоила бисероплетение. 
Та проволока с бисером настолько увлекла Хилолу, что она начала браться и за папье-маше, научилась делать национальные украшения и шить одежду. Девочка настолько стала одержимой своим хобби, что к 20 годам освоила более 30 видов рукоделия. 
Окончив школу и медицинский колледж с отличием, девочка решила стать врачом. И поступила в Ташкентский педиатрический медицинский институт. На контракт. Однако это ее не устроило. Считала, что это будет слишком серьезной материальной нагрузкой на ее семью. И на следующий год сумела поступить на бюджет в Институт текстильной и легкой промышленности. Дело в том, что она любила химию, и этот выбор показался ей оправданным. Но и ремесленные свои навыки и мастерство все это время не оставляла. И даже вступила в ассоциацию «Хунарманд».  
Так она и оказалась в Доме культуры Тенгдош, где в свое время познакомилась с «солнечной» Верой, с которой и начался ее большой проект по работе с такими детьми.
— Дело в том, – говорит Хилола, – люди с синдромом Дауна в легкой и средней формах почти не отличаются от обычных людей. И если родители с раннего детства будут помогать им развиваться, поощрять и хвалить за малейшее достижение, то они запросто могут опередить и в учебе, и в других делах многих из тех ребят, которых принято считать нормальными. 
— Мы с Верой как-то рисовали, – говорит Хилола, – и я и она устали, договорились с ней докрасить рисунок на следующем уроке. Через два дня она приносит мне его готовым, и я вижу там технологии, которым ее не обучала. Она облепила рисунок пластилином и обклеила его пайетками. Причем так умело подобрала цвета и так прелестно выполнила свой рисунок, что именно тогда мне и пришла идея заниматься с такими детьми. 
Отметим, что первый грант под свой проект - $3000 – Хилола получила от Исламского банка развития. А уже упомянутый от Европейского союза и Internews – это был второй грант. Сегодня девушка обучает 15 детей, 11 - с синдромом Дауна, остальные – с аутизмом. И радуется тому, что один из них, Жавлон, научился замечательно копировать разные картины. А другая ее ученица стала даже лауреатом двух международным конкурсов. В одном из которых конкурировала со здоровыми детьми. 
Хилола много занимается в этом направлении, читает специальную литературу, знакомится с практическим опытом других педагогов. И уже достаточно уверенно говорит о собственном методе работы с особенными детьми. Обучение рисованию, например, состоит из шести этапов: начинает с того, что рисует сама, ребенок в это время просто наблюдает; затем родители направляют руки своих детей следом за ее, Хилолы, движениями; далее уже Хилола водит руку ребенка и так далее, пока на пятом и шестом этапах ребенок не повторит полностью рисунок сам. При этом постоянно похваливая и восхищаясь успехами рисовальщика. И это все может занять четыре-пять месяцев. 
Сложнее научить различать цвета. Хилола, например, увлекает ребятишек лепкой из соленого теста, которое после сушки раскрашивают.
Скажем, слепил ребенок дерево и траву. Ему предлагают покрасить траву в зеленый цвет. А он ее красит в желтый. Таким он его себе представляет. Наставница объясняет ему, что он ошибся и показывает ему настоящий зеленый цвет…Пока ребенок привыкнет к тому, что есть что и запомнит это, проходит от месяца до года…
Но вы теперь представляете, насколько кропотливое занятие выбрала себе эта терпеливая Хилола. Скажем больше: и в своем институте она учится делу, в определенном смысле близкому к этому. Вместе со своим руководителем Иродой Убдусаматовной Набиевой она занимается научной разработкой материала, который на изменения температуры, давления или пульса ребенка реагирует соответствующим цветом. В дальнейшем планирует поступать в Лондонский университет – учиться на дефектолога – специалиста, работающего с детьми с синдромом Дауна самой сложной степени.  
Что касается проекта «Мир с тобой», – он охватывает не только Ташкент, но и другие регионы республики. И тут начинаются проблемы с помещениями. Как правило, нет постоянного места для занятий. А в региональных группах уже по 40-50 особенных детей. Что вдохновляет, отмечает Хилола, - ей уже помогают около 200 волонтеров по всей республике. Дело – за более активной поддержкой местных властей.  
 Константин Башлаев
Видео
10821views4replies
0

Комментарии