Необычные пластиковые ограждения уже можно увидеть в Ташкенте на дороге, связывающей улицу Махтумкули с парком «НовыйУзбекистан». Однако их появление и целесообразность установки вызвали ряд вопросов у блогеров и других представителей СМИ.
В целом, представители масс-медиа сходятся во мнении, что работа по улучшению дорожной инфраструктуры в Узбекистане должна быть ускорена. Однако важно применять проверенные решения, зарекомендовавшие себя на международной практике, а не импровизировать, расходуя бюджетные деньги.
Известный российский специалист по городскому планированию, автор блога «Город для Людей» Аркадий Гершман прокомментировал установку пластиковых ограждений.
Twitter / Аркадий Гершман
«Впервые вижу подобное. Я могу допустить, что отбойник из пластика выполняет свою задачу не хуже, чем обычные, металлические. Всё же, сейчас даже элементы самолётов делают из композитных материалов. Другое дело, что важно просчитывать нагрузки для разных типов машин на разных скоростях и исключить брак на производстве – дефекты в случае пластика могут сильнее сказаться на качестве продукта, чем при работе с металлом.
Ещё есть вопрос поддержания: заменить поврежденный элемент металлического отбойника не проблема, технология отработана и есть разные производители, а вот заменить и утилизировать пластиковый отбойник балансодержатель дороги вряд ли сможет самостоятельно», - сказал российский урбанист.
В Главном управлении безопасности дорожного движения МВД также ответили на вопросы касательно соответствия данной практики существующим стандартам и ее одобрения государственными органами.
«Представители корейско-узбекской компании приносили нам свои образцы пластиковых отбойников и говорили о перспективе их производства на территории республики. Мы выдвинули предложение организовать национальную сертификацию для предлагаемой ими продукции путем проведения необходимых краш-тестов и исследований. Только после этого можно принимать решение рекомендовать эту продукцию к использованию или нет. На данный момент никакого одобрения со стороны ГУБДД эти пластиковые отбойники не получали», - сказал подполковник Бахтиёр Гафуров.
Sputnik
По его словам, согласованием проекта по установке пластиковых образцов на дороге, ведущей к парку «Новый Узбекистан», занимался хокимият Ташкентской области. В проекте было написано «дорожные ограждения», но не указано, какие именно.
В России специалистам неизвестна практика применения пластиковых отбойников. У них нет отечественных сертификатов или тестов. В выпущенном в апреле 2018 года «Руководстве ЦАРЭС №3 по инженерному обеспечению безопасности дорожного движения» отбойники подобного типа не упоминаются. Наоборот, эксперты проекта ЦАРЭС Азиатского банка развития, обращаясь к чиновникам муниципалитетов, подчеркивают:
«Вы должны быть уверены, что ограждение, которое вы установили, относится к общепринятому типу, прошедшему международные испытания, и что оно установлено правильно», - говорится в руководстве.
Отмечается, что в мире существует несколько ведущих организаций, проводящих испытания и устанавливающих нормы для элементов придорожной обстановки (включая ограждения). Американская ассоциация руководителей автодорожных и транспортных служб штатов (AASHTO) и Европейский комитет по стандартизации (CEN) являются, вероятно, наиболее известными агентствами по установлению норм.
Остается вопрос: имеются ли подобные сертификаты у производителя отечественных пластиковых отбойников. Из открытых источников выяснилось, что в июле 2019 года в Узбекистане было запланировано создание СП «Caris Transyo‘lqurilish» по производству пластиковых ограждений и других изделий из поливинилхлоридных смол, а также для выполнения строительно-монтажных работ.
Сообщалось, что его учредителями будут ГУП «Трансйулкурилиш» с долей в 20% и компания Caris Co., Ltd – в 80%. Размер уставного капитала СП ООО «Caris Transyo‘lqurilish» составит $43,75 млн.
Согласно выписке из реестра юридических лиц Госкомстата, ООО «Caris Transyo‘lqurilish», действительно, было создано в апреле 2019 года, но не в форме совместного предприятия.
Известный корейский производитель пластмассовой продукции Caris Co., Ltd получил 85,8% доли, Caris Rail Uzbekistan – 2,8%, физическое лицо Yu Cheol – 11,4%. При этом OOO «Caris Rail Uzbekistan» на 100% принадлежит Caris Co., Ltd.
На официальном сайте корейской компании, Caris Transyo‘lqurilish указана в разделе партнерских компаний.
Также на сайте Caris Co., Ltd указаны сертификаты продукции, выданные лишь корейскими ведомствами и органами. При этом отсутствует информация о том, имеют ли подобные пластиковые ограждения сертификацию в других странах и примеры их широкого использования на дорогах за рубежом.
Помимо сомнений в эффективности, у жителей Ташкента и пользователей Интернета возникают вопросы относительно способа установки пластиковых отбойников на новой дороге. Так, они были установлены за лотком – что лишает ограждение основной функции: предотвращения травм у водителей и пассажиров.
«Нельзя не отметить странность использования отбойника – он почему-то за открытым лотком. Такому сложно найти логическое оправдание, разве что ответственных лиц больше интересует сохранность ограждения, чем безопасность: вам не придётся менять отбойник, если водитель разобьётся ещё на подъезде к нему», - отметил Аркадий Гершман.
Согласно государственным стандартам, ограждения должны находиться в 0,5 метра от края проезжей части. При установке отбойников это требование было соблюдено.
Как сообщил Бахтиёр Гафуров, лоток планируется прикрыть бетонными плитами. Но при этом дорога еще не закончена и не прошла государственной приемки.
«Помимо самой технологии есть ещё и вопрос её уместности на улицах города. Отбойники, в принципе, элемент для трасс, где высокие скорости и нет других участников движения (пешеходов, пассажиров на остановке, велосипедистов). Если же мы говорим о городских улицах, то на них не пытаются бороться с последствиями высоких скоростей и ошибок водителей, а успокаивают трафик разными средствами. Отбойники в некоторых муниципалитетах, в принципе, запрещены правилами благоустройства, как неподходящие для городских условий элементы безопасности – вместо них делают разделители из зелени», - сказал Аркадий Гершман.
Горожане уже давно ожидают создания безопасных городских улиц в Ташкенте и других городах Узбекистана. Но, очевидно, что при выделении бюджетных средств на реконструкцию и новое строительство, стоит принимать во внимание и международные стандарты. Эксперименты могут стоить дорого и исчисляться не только в деньгах, но и в человеческих жизнях.