Поиск
RUUZ

Почему принудительная вакцинация не даст ожидаемых плодов, а наоборот приведёт к обратному эффекту?

Является ли обязательная вакцинация действенным способом увеличения числа привитых? Экономист Шахзод Юлдошбоев объясняет почему данная программа может привести к обратным от ожидаемых результатам.

26519views47replies
0

uznews.uz

Согласно сложившемуся консенсусу специалистов-эпидемиологов, массовая вакцинация – единственный шанс человечества на победу над пандемией коронавируса. Автор этого текста сам полностью вакцинирован, а также активно агитирует своих друзей и знакомых защитить себя при помощи прививки как можно скорее. Однако, как бы сильно я ни верил в то, что вакцины являются одними из наиболее ценных изобретений за всю историю человечества, необходимо признать, что любая государственная программа по принудительной вакцинации населения не просто обречена на провал, но и, вероятно, повлечёт за собой целый ряд крайне нежелательных последствий.
Эта статья не будет построена на идеалистических или юридических аргументах, базирующихся на понятиях свободы выбора и права неприкосновенности, закреплённых за каждым гражданином Конституцией Республики Узбекистан. Вместо этого мы рассмотрим исключительно техническую сторону вопроса.
Логика принудительных программ
Джон Стюарт Милль в своей работе «О свободе» от 1859 года сформулировал принцип предотвращения вреда, который гласит следующее: «единственной целью, ради которой власть может быть по праву осуществлена в отношении любого члена цивилизованного сообщества против его воли, может быть только предотвращение причинения вреда другим людям».
Данный принцип лёг в основу многих законодательств западных демократий как основное определение свобод их граждан. Иными словами: мои права заканчиваются там, где начинаются права других. Возвращаясь к нашему примеру, если ваше решение о неполучении вакцины может подвергнуть риску заражения других членов общества, то государство в праве посчитать нужным применить свои инструменты принуждения против вас.
Несмотря на то, что лишь небольшой прослойке населения (беременные, кормящие мамы, гиперчувствительные к компонентам препаратов) не рекомендуется вакцинация, а некоторые вакцины даже были одобрены для использования среди детей до 18 лет, всё же существует определённый риск того, что добровольно невакцинированный может заразить того, кто по различным причинам был вынужден отказаться от вакцины.
Член штаба по борьбе с коронавирусом Нурмат Атабеков отмечал низкие темпы вакцинации (по состоянию на начало июля прививали 130−140 тысяч человек в день) в качестве достаточно веской причины для введения обязательной вакцинации населения.
В корне подобных патерналистских интервенций находится незыблемая вера государства в то, что оно в состоянии действовать в интересах граждан лучше, чем они сами. Логическую цепочку представителей штаба в отношении вопроса принудительной вакцинации можно суммировать примерно следующим образом: «люди не вакцинируются, поэтому их надо заставить, ведь так будет лучше и им, и обществу в целом. Win-win».
Даже если мы предположим, что индивидуальные сомнения людей в отношении вакцинации абсолютно необоснованны, подобный подход приведёт лишь к сценарию потерь как для граждан, так и для государства (lose-lose).
Коррупция внесёт свои коррективы
Вот допустим, что каждый, кто до сих пор добровольно не пошёл в ближайший пункт вакцинации и не засучил рукав для прививки является ярым антипрививочником, всецело верующим различным псевдонаучным теориям заговора, а не руководствующимся рациональными доводами, в случае чего принуждение было бы просто бессмысленным. Думаете ли вы, что, услышав о введении принудительной вакцинации, подобные люди в одночасье поменяют свои взгляды о безопасности прививки?
Очевидно, что принуждение приведёт лишь к радикализации конспирологов, обвиняющих государства и международные корпорации в создании вакцин как чуть ли не оружий массового убийства. А факт отсутствия права выбора лишь усилит неистовость, с которой будут делаться подобные заявления. Ну а если человек глубоко убеждён в том, что вакцина как минимум покалечит, а то и вовсе сведёт его в могилу, то не мудрено, что наиболее вероятной реакцией на нажим со стороны властей станет поиск обходных путей, лежащих вне плоскости существующего законодательства.
Учитывая повсеместность коррупции в бюрократических структурах страны, включая здравоохранение, установление госконтроля за выдачей сертификатов, подтверждающих получение вакцины, будет задачей не из простых. Можно утверждать, что принудительная вакцинация лишь ляжет тяжким бременем дополнительных затрат на антипрививочников. Иными словами, люди, считающие вакцину угрозой для своей жизни, пойдут на всё необходимое для «покупки» сертификата.
А поскольку индивидуальная кривая спроса на товары и услуги, сохраняющие жизнь является полностью неэластичной (потребители готовы пойти на любые сопутствующие затраты лишь бы остаться в живых), то противники вакцинации будут готовы потратить свои последние средства или даже взять деньги взаймы лишь бы уклониться от прививки. То есть государственная программа обязательной вакцинации буквально вынудит людей потратить деньги на коррупционную сделку с условными работниками пункта вакцинации вместо любого другого социально полезного потребления (к примеру, наём репетитора для ребёнка). А это скорее всего будет иметь долгосрочные негативные последствия для экономики страны.
Стоит отметить, что в странах с некоррумпированной системой здравоохранения убеждённые противники вакцин находят альтернативные методы борьбы с обязательной вакцинацией. Существуют целые форумы и подпольные интернет-площадки, на которых любой желающий может приобрести сертификат вакцинации на своё имя. В одних лишь Телеграм каналах, специализирующихся на фальсификации подобных документов в США и Европе, я лично насчитал в общей сложности порядка двух миллионов подписчиков. Реальные масштабы спроса на данные «услуги» оценить очень сложно. Но тем не менее, мы можем утверждать о практической невозможности принуждения населения на меры, которые они в виду своей неинформированности полностью отрицают.
Фото: t.me/covid19vaccinationcardsavailable
Принудительная вакцинация и последующая коррупция приведут не только к потерям со стороны обычных граждан, не доверяющих вакцинам, но и к негативным последствиям для самого государства. Когда огромное количество людей начнёт скупать сертификаты о вакцинах, станет невозможно определить точное количество действительно привитых. Искаженная статистика вакцинаций по республике сильно ударит по реальным возможностям государства по контролю за эпидемиологической ситуацией в стране.
Как это скажется на доверии к вакцине?
Одна из первоочередных задач государства сегодня – это непричинение умышленного или неумышленного вреда общественному доверию к вакцине. Установление обязательности прививки очевидно повлечёт за собой именно такие плачевные последствия.
Помимо того, что антипрививочники начнут использовать государственное принуждение в качестве прямого подтверждения своих теорий заговора, вышеупомянутая коррупция может также ударить по рациональному доверию к вакцине.
Растущий уровень номинальной вакцинации, существенная часть которой будет составлять тех, кто купил сертификат без получения прививки вкупе с незамедляющимеся темпами заражения коронавирусом могут заставить людей полагать, что вакцина неэффективна. Иными словами, статистическое несоответствие между темпами вакцинации и новыми случаями заражения может нанести урон имиджу вакцины. А это, в свою очередь, усилит отторжение к вакцине даже среди благоразумного населения.
Стоит отметить, что чем больше «неудобств» доставляется непривитым и чем больше законных препятствий ставится на их пути, тем вероятнее, что люди начнут искать и, скорее всего, найдут пути получения статуса вакцинированного без самой вакцинации.
Доверие к государству
Согласно ежегодному исследованию под названием «Барометр доверия» (Edelman Trust Barometer), основанном на опросе более 30000 человек в 27 странах, в 2020 году произошёл резкий спад доверия людей к своим правительствам по всему миру. Исследователи показывают, что общий уровень доверия людей к бизнесу превзошёл доверие к государству, что в принципе является беспрецедентным.
Действия государств во время локдаунов усугубило исторический тренд падения доверия населения, начавшийся во многих странах мира ещё в 1960-х. Согласно пред-ковидной статистике ОБСЕ, всего 45% населения Земли доверяло своему правительству в 2019 году, что является проблемой по целому ряду причин.
Американские экономисты Вирджиния Чэнли, Томас Рудольф и Вэнди Рэн в своём известном исследовании об эффектах доверия правительству показывают, что общественная поддержка фискальных проектов и экономических реформ, даже в столь важных сферах как охрана окружающей среды и образование, напрямую зависит от доверия к государству. Также уровень доверия к государству влияет на законопослушность граждан.
Обязательная вакцинация в перспективе может нанести урон доверию людей к государству, что в последствии может сказаться на желании людей сотрудничать с правительством и затормозить темпы развития экономики страны.
Британский исследователь Адам Джойнсон измерил влияние различных принудительных правительственных программ на уровень доверия людей к государству. В частности, он изучил, как различные сценарии по введению обязательных ID-карт влияют на отношение людей к государству.
В частности, Джойнсон определил, что не объективные различия между представленными сценариями, а субъективная оценка их принудительности формировали доверие людей. То есть, если отдельно взятому человеку казалось, что сценарий А намного более принудителен, чем сценарий Б, то это, соответственно, снижало его доверие к государству.
Очевидно, что не только антипрививочники, но и люди уважающие свои права будучи сторонниками вакцины посчитают принудительную вакцинацию крайне насильственной, что ударит по общему доверию людей к государству.
Поскольку ID-карты вызывают беспокойство лишь в плане конфиденциальности данных и, в отличии от вакцин, никто не воспринимает их как угрозу для жизни, то последствия для доверия людей к государству в нашем случае могут быть сильнее, чем указано в исследовании.
Что тогда делать?
Мы определили, что принуждение может привести к последствиям, совершенно противоположным от нами ожидаемых. У государства имеется, по сути, только два эффективных метода борьбы с низким уровнем вакцинации:
1. Эффективная информационная повестка.
2. Экономическое стимулирование вакцинаций.
Сложно заставить людей пойти на шаг, который они считают опасным для жизни. Но вполне возможно убедить их в безопасности и необходимости этого шага, после чего будет не к чему принуждать.
Для ведения действенной информационной борьбы с дезинформацией касательно безопасности вакцины необходимо использование мнений авторитетных третьих лиц. К примеру, государство может объявить грант для международных медицинских исследовательских центров, который будет использован для тестирования самой распространённой в Узбекистане вакцины ZF-UZ-VAC 2001.
Фото: t.me/vaksinauzb
Когда практически всё международное сообщество выражало свои опасения по поводу безопасности российской вакцины «Sputnik V», исследование, опубликованное в уважаемом британском медицинском журнале “The Lancet” подтверждающее безопасность и высокую эффективность вакцины, развеяло все сомнения. А эффективная популяризация данного факта российскими медиа побудило большое число сомневающихся россиян на вакцинацию.
Люди хорошо откликаются на экономические стимулы, и бюджетные средства найдут лучшее применение именно в этой сфере, если государство нацелено на увеличение темпов вакцинации. Узбекистан уже ввёл некоторые программы стимуляции спроса на вакцину, такие как скидки на студенческий контракт для получивших прививку, что скорее всего уже дало свои плоды, судя по реакции соцсетей.
Американский штат Огайо, к примеру, объявил лотерею для вакцинированных с выигрышем в $1 миллион. В масштабах целого штата, понятное дело, данная сумма является незначительной, а польза от этой программы в разы перевесила ее затраты. Недавно опубликованное исследование подтвердило эффективность лотереи, вследствие которой Огайо показал существенно лучшие результаты увеличения темпов вакцинации, чем средние по стране. В итоге, целый ряд других штатов последовал примеру Огайо, в погоне за увеличением числа вакцинированных и скорейшего восстановления экономики.
В Казахстане, кстати говоря, также успешно ведется лотерея под названием «Получи вакцину – выиграй квартиру», разыгрывающая в качестве приза квартиры в ряде городов нашего северного соседа.
Закончу цитатой Антуана де Сент-Экзюпери из произведения «Цитадель»:
«И я понял разницу между завоеванием и принуждением. Завоевать — означает, переубедив, обратить в единоверца. Принудить — значит держать в вечном плену. Я завоевал твоё сердце, человек в тебе свободен. Если я тебя принудил, я связал в тебе человека по рукам и ногам. Завоёвывая, я строю нового тебя с твоей собственной помощью. Принуждая, выстраиваю камни в ряд. Что построишь потом из этих рядов?»
26519views47replies
0

Комментарии