Поиск
RUUZ

Спецрепортаж: как нас снабжают теплом

Корреспондент UzNews.uz Константин Башлаев узнал, как устроена система теплоснабжения Ташкента, в каком она сейчас состоянии и какие проблемы есть в структуре.

10184views0replies
0

UzNews.uz

Систему централизованного теплоснабжения Ташкента ждут большие изменения. В городском хокимияте принимали представителей южнокорейской компании CM ENTECH и консультантов Азиатского банка развития. Южнокорейская компания разработала проект по модернизации системы теплоснабжения Ташкента. В частности, предложила реконструировать ТЦ-2 Мирзо-Улугбекского района. Стоимость проекта – 70-100 млн долларов. О том, в чем он заключается, мы расскажем  чуть позже. А пока наш корреспондент UzNews.uz Константин Башлаев расскажет, как устроена система теплоснабжения Ташкента, в каком она сейчас состоянии и какие проблемы есть в структуре.

Котельные Ташкента

Централизованное теплоснабжение Ташкента – это 12 крупных и 206 локальных котельных. Крупные отапливают и снабжают горячей водой целые районы, а локальные – только определенные дома, до которых не дотянулись теплосети. Всем этим занимаются две компании: «Таштеплоцентраль», включающая девять теплоцентралей и «Тошиссиккуввати» - в нее входят три крупные котельные и 206 локальных.
Мы побывали на ТЦ-2, которая обеспечивает горячей водой весь Мирзо-Улугбекский район. Котельную построили в 1979 году, но она еще в рабочем состоянии. У каждой из таких котельных есть своя система страховки на случай ЧП. То есть, теплоцентраль подключена к двум газопроводам и получает холодную воду из двух разных сетей. Если воду или газ перекроют в одной сети, то вторая продолжит работать. Зимой, да и вообще в холодную погоду, котельные не могут приостановить производство горячей воды, так как люди начинают просто мерзнуть.
Процесс кипячения воды
Прежде чем кипятить воду, ее сперва умягчают (именно так говорят специалисты). Холодная вода, которую мы пьем, содержит соли магния и кальция. Для человека они безвредны, но если их не удалить на производстве, то в трубах при нагревании образуется накипь, как в чайнике. Солевые отложения могут забить все трубы, батареи в квартирах, и тогда их просто-напросто разорвет из-за высокого давления. Вот для того и умягчают воду - 1.5 процентным раствором серной кислоты. После чего ее под давлением прогоняют через специальные фильтры с сульфоуглем. Трехметровые фильтры, похожие на огромные бочки, внутри заполнены мелкими зернами сульфоугля, по свойствам схожего с активированным. Он абсорбирует, то есть удерживает все соли, и на выходе вода уже мягкая.
Но ее еще рано кипятить. В воде по-прежнему содержится много кислорода и углекислого газа, из-за чего металл начинает ржаветь. Чтобы не допустить этого, воду с помощью насосов пропускают через деаэратор, где под воздействием температуры и давления снижается уровень кислорода и углекислого газа.
Внутри них по всему радиусу вплотную друг к другу закреплены мелкие трубки, как у музыкального инструмента – орга́на. Такая система труб помогает кипятить воду очень быстро.
На дне котлов мощным потоком нагнетается воздух, ему навстречу с такой же силой вырывается газ. Внутри котла настоящая огненная буря температурой 1300-1400 C°. Вода моментально вскипает, выкачивается насосами, разбавляется холодной водой до температуры около 70 C° и идет по магистралям в жилые дома.

Почему до жителей доходит не совсем горячая вода и батареи теплые?

Все вроде бы хорошо, но бывает и так, что горячая вода доходит до цели уже не совсем горячей, и батареи чуть теплые. Многие жильцы выходят из положения, приобретая электрические обогреватели. Что, понятно, бьет и по карману, и создает дополнительную пожароопасную ситуацию. Почему это происходит?
Главный инженер ГУП «Toшиссиккуввати» Азиз Каримбеков рассказал нам, что 70-75 процентов тепловых сетей Ташкента отслужили свой срок, попросту сгнили. Из-за чего часто происходят аварии на магистралях, поэтому теряется много воды, падает давление в сетях, и пока она дойдет до домов, уже остывает на 10-15 процентов. Еще одна из причин – плохое управление ТЧСЖ. Трубы во многих многоквартирных домах, включая подвалы, давно не менялись, забиты ржавчиной. Из-за этого плохая циркуляция воды. Сейчас – мы видим это на городских улицах – многие участки теплосетей заменяются на новые. Но работы еще много.

Посещение локальных котельных

Мы побывали еще на двух локальных котельных в том же Мирзо-Улугбекском районе. Каждая из них отапливает всего лишь по несколько домов. Такие котельные строят на возвышенностях, где воде трудно подняться, или там, где нет поблизости теплосети, чтобы отапливаться от нее. Локальные котельные экономят тепло, так как им не нужно доставлять воду за десятки километров. Кроме того, они меньше расходуют газа для нагрева воды. Температуру можно регулировать в зависимости от погоды. Но у них есть один недостаток – локальные котельные зависят от энергоресурсов. Если отключат газ по всему кварталу, то и у них его не будет. То же самое с электричеством. Крупные котельные в этом плане независимы - у них своя электросеть и газо-водопроводы.

Нелегкий труд за мизерную зарплату 

ТЦ-2, несмотря на ее «возраст», в целом работает исправно. И условия труда ее коллектива более-менее нормальные. Чего не скажешь о ТЦ-5 Чиланзарского района. Ее построили 50 лет назад, с тех пор она практически не ремонтировалась. Котельная отапливает весь Чиланзарский и часть Учтепинского районов. Принцип работы всех ТЦ одинаковый, включая и эту. Самые вредные специальности на котельных: сварщики, огнеупорщики, аппаратчики химводоочистки. Мы поговорили с последними. Они работают с открытыми парами серной кислоты, которые агрессивно влияют на организм человека, и нередко провоцируют появление различных заболеваний.
Поэтому необходима спецодежда: прорезиненная куртка, резиновые же сапоги, перчатки, шлем и респиратор. Все это когда-то выдавалось, а сегодня – нет. Остались только многократно латанные спецовки 1980-х годов и просроченные респираторы. Люди одеты как придется, в основном во все свое.
Между тем, главный инженер предприятия «Таштеплоцентрали» Зухриддин Джалилов, с которым мы также побеседовали, не считает ситуацию такой критичной. Он сообщил, что спецодежда выдается раз в год, проводятся регулярные проверки специалистами по технике безопасности. Вот такая получается нестыковочка.
И ещё. Выше мы описывали принцип умягчения воды. В такой лаборатории температура зимой достигает 12-14 градусов тепла. Холодная вода в трубах и фильтрах остужает помещение, превращая его в холодильник. Сырость и холод создают идеальные условия для простудных заболеваний. Комната для аппаратчиков не прогревается как следует... В ТЦ-2, в отличие от этой теплоцентрали, все работники находятся в отдельном отапливаемом помещении.
Следует отметить, что в основном на этом производстве работают женщины. Они орудуют и тяжелыми гаечными ключами, обжигают руки каплями серной кислоты, терпят постоянную вибрацию от насосов и общий шум. Смена длится 12 часов. Зарплата при этом весьма невысокая – в пределах миллиона сумов, немного больше у ветеранов за выслугу лет.
Реконструкция, которую предлагают корейские специалисты, предусматривает модернизацию и полную замену изношенного и находящегося в аварийном состоянии оборудования, тепловых сетей, внедрение smart-приборов учета потребления тепла и программы интеллектуального управления теплосетями. То есть, принципиально изменятся и условия труда обслуживающего персонала. Но пока готовится лишь проект.

Перспективы

В 2021 году начнется строительство закрытой системы отопления в Сергелийском районе… То есть, переход на такой тип теплоснабжения будет поэтапным. Видимо, стоит пояснить, что такое закрытая система. В каждом многоэтажном доме установят теплообменники, нагревающие холодную питьевую воду, которая уже горячей будет подаваться жильцам для использования. А на отопление пойдет вода, специально приготовленная в котельных (умягченная и так далее, то есть, дорогая), которая будет циркулировать по замкнутому кругу, практически без потерь. Так что перспективы вполне оптимистические. А пока дело обстоит так, как обстоит.
Положение таково еще и потому, что два ведомства: ГУП «Тошиссиккуввати» и «Таштеплоцентраль», обеспечивающие город теплом и горячей водой, не могут разобраться со взаиморасчетами. Дело в том, что второе с его несовершенными котельными дает все-таки, основную прибыль. Но первое, которое закупает у второго и перепродает населению его «продукцию», в вечных долгах перед «Таштеплоцентралью», то есть, прибыль получается теоретическая. На 1 января 2020 года эти долги составили 860 млрд сумов. Вот где резерв, который помог бы улучшить условия труда в котельных. В ГУП «Тошиссиккуввати» оправдываются тем, что население несвоевременно, а то и вообще не платит за его услуги…
10184views0replies
0

Комментарии