Мы переживаем историческую эпоху, когда вся жизнь, как оказалось, смогла уместиться на экран. Пандемия – это как глобальный тест на готовность перепоручить максимум функций, будь то работа, учёба, развлечения, общение с друзьями или доставка, Интернету и технологиям. А как вся эта ситуация сказалась на IT компаниях, поставщиках этих самых технологий, узнала корреспондент UzNews.uz Малика Турсунова.
Сардор Исломов – Android-разработчик в PayMe
Расскажите читателю о вашей компании, в чём заключается ваша деятельность?
Наша компания является одним из ведущих поставщиков платёжных услуг Узбекистана в сфере интернет-коммерции и финансовых технологий. Моей основной задачей является разработка и поддержка приложения Payme на платформе Android. Я отвечаю за разработку новых функций и улучшение работы приложения.
Как повлиял коронавирус на деятельность вашей компании?
В целом, основное изменение заключается в режиме работы. Начиная с 17 марта, наша команда довольно успешно перешла на удалённый режим работы, благодаря гибкой системе управления. Более того, компания оказала всю необходимую поддержку в виде дополнительного технического оснащения и доставки оборудования на дом.
Многие компании гиганты (например, Twitter) разрешили работать на «удалёнке» даже после пандемии. Какое будущее ждёт вашу компанию?
После ослабления карантина у нас был выбор продолжать работу в удалённом режиме или вернуться в офис. Несколько сотрудников уже начали работать из офиса, так как им удобней работать именно там, но многие продолжают работать из дома. Думаю, если нынешняя система оправдает себя, то мы продолжим работу в таком режиме.
Работаете ли вы над новыми проектами? Не стал ли коронавирус помехой?
Да, у нас много планов и различных проектов по развитию нашего приложения. За последние несколько месяцев мы добавили новые услуги, такие как сервис Яндекс.Плюс, пополнение электронных кошельков (WebMoney, QIWI Wallet и Яндекс.Деньги и т.д), дополнительные способы переводов с карты на карту и многое другое.
Я бы сказал, что нынешняя ситуация, наоборот, подтолкнула нас не останавливаться на достигнутом, ведь в условиях самоизоляции как никогда важна возможность проводить оплату за коммунальные услуги и различные сервисы, не выходя из дома, дабы не подвергать себя риску.
Предоставили ли вы какие-то бонусы для своих клиентов во время пандемии.
Да, совместно с нашими партнёрами. Один из примеров — это выдача промо-кодов для доступа к сайтам с ТВ и онлайн-вещанием, чтобы скрасить досуг наших пользователей в это нелегкое для всех время.
Есть ли разница между работой из дома и в офисе?
Да, конечно. По моему мнению можно выделить несколько основных моментов:
• Работа в удалённом режиме позволяет вам подстраивать ваше рабочее место под себя, при этом, не создавая дискомфорта для ваших коллег. А ведь чем выше комфорт, тем выше и производительность.
• Работая из офиса, вы всегда имеете чёткое представление о том, над каким проектом ведётся работа. В случае с удалённым режимом вам приходится идти по другому пути в виде различных инструментов для работы, таких как Jira, Bitbucket, Zoom и Telegram. Но в нашем случае каких-либо неудобств не возникло.
• Касаемо продуктивности, у нашей команды она выросла, что видно по расширению функционала и услуг приложения.
Хумоюн Иноятов – фронтенд-разработчик в TuronTelecom
Расскажите о ваших обязанностях в компании?
Моей основной задачей является разработка и поддержка пользовательской части одного из главных внутренних ресурсов провайдера, а именно бесплатного онлайн кинотеатра Cinerama.uz, который с недавних времён стал доступен всем пользователям Узнета. Я отвечаю за качество интерфейса сайта и за кроссплатформенность, то есть делаю так, чтобы сайт заработал на всех устройствах, у которых есть доступ к интернету и веб браузеру. К сегодняшнему дню наш сайт поддерживается с 800 различных видов браузеров и устройств.
Как повлиял коронавирус на деятельность вашей компании?
Во время пандемии нагрузка на нас, программистов, и системных администраторов выросла как никогда. Ведь все сидели дома, у всех провайдеров с ростом пользователей качество терялось и это было отчасти из-за непредвиденных обстоятельств.
Сотрудники, у которых работа позволяла работать из дома, оставались дома, а для остальных были выделены транспортные средства с соответствующими документами, чтобы они смогли работать как прежде, соблюдая правила карантина.
Многие компании-гиганты (например, Twitter) разрешили работать на «удалёнке» даже после пандемии. Какое будущее ждёт вашу компанию?
У нас в Turon Telecom такие «вольности» недоступны. После разрешения передвижения на личных автомобилях мы сразу же вернулись в прежний строй (работу в офисе). Поскольку в компании сохранилось консервативное мнение насчёт непродуктивной работы из дома, даже во время пандемии многие были вынуждены работать в офисе.
Работаете ли вы над новыми проектами? Не стал ли коронавирус помехой?
В больших компаниях не всегда запускают новые проекты и у нас точно так же. Но недавно во время карантина мы запустили новую версию нашего кинопортала Cinerama.uz, но пока отложили: проект был связан с кинотеатрами, которые закрылись во время карантина.
Создали ли вы какие-то бонусы для своих клиентов во время пандемии. И что насчёт бонусов для вас, сотрудников?
Согласно постановлению Кабинета министров РУз все локальные провайдеры не отключали Интернет из-за неоплаченных счётов для бесперебойной работы людей из дома. Это касалось и нашей компании. Мы дали пользователям возможность оплатить счета после завершения карантина. Что касается сотрудников, по зарплате никаких изменений не было, нам было разрешено забрать с собой домой технику из офиса. К примеру, я забрал телевизор для тестирования проекта, над которым я работаю.
Есть ли разница между работой из дома и в офисе?
Для меня особой разницы не было, потому что все удобства, созданные для сотрудников компании в офисе, были у меня дома тоже (я создал для себя скромный офис в комнате). Плюс работы из дома был в том, что не уходило время на дорогу, сэкономленное время я потратил на самообучение. Минусом лично для меня было то, что всех программистов заставляли писать небольшой отчёт, 5 раз в течение дня. Это было непривычно для всех.
Дурдона Бахронова – фронтенд-разработчик в Super Dispatch
Расскажите читателю о своей компании, в чём заключается ваша деятельность?
Super Dispatch - технологическая компания из Канзаса, США. Короче говоря, это комплексная платформа, созданная для соединения автоперевозчиков или частных лиц с автоперевозчиками. Группа его инженеров находится в Ташкенте, и я работаю там как фронтенд-разработчик.
Как повлиял коронавирус на деятельность вашей компании?
Определенно, мы столкнулись с некоторыми проблемами. Мы потеряли некоторых клиентов из-за карантина. Доход снижался. Мы начали работать из дома в марте и до сих пор работаем удалённо.
Но наш генеральный директор и менеджеры приложили огромные усилия, чтобы сохранить дух команды во время пандемии и постоянно предоставлять новые функционалы нашим клиентам.
А если рассматривать с финансовой стороны?
Как я упоминала ранее, Super Dispatch потерял некоторых своих клиентов, и, как следствие, его прибыль некоторое время снижалась, особенно в апреле. В то время было неясно, что будет дальше. Я не могу раскрыть статистику, но ситуация вернулась к прежнему состоянию. Мы ежедневно получаем новых клиентов, как будто пандемия закончилась.
Многие компании гиганты разрешили работать на «удалёнке» даже после пандемии. Какое будущее ждёт вашу компанию?
Ах да, это горячая тема сейчас. Решение ещё не принято. Наша команда скоро обсудит эту тему. Я должна отметить, что у каждого сотрудника была возможность работать дома даже до пандемии. Итак, я думаю, что мы вернемся к нашему прежнему режиму. Кто хочет продолжать работать из дома - будет. Другие пойдут в офис.
Работаете ли вы над новыми проектами? Не стал ли коронавирус помехой?
Нет, как я упоминала ранее, в начале мы боролись с этими внезапными изменениями на рынке. Но из-за довольно небольшого размера компании мы могли быстрее адаптироваться к изменениям. Мы поставили новые цели (проекты) и начали их реализовывать. И я думаю, что мы справились с ситуацией достаточно хорошо.
Создали ли вы какие-то бонусы для своих клиентов во время пандемии. Может быть, какие-то бонусы для вас, сотрудников?
Да, нашей целью было создание бесконтактной доставки автомобилей, при которой исключался физический контакт перевозчиков с клиентами. Эта функция была успешно запущена недавно. Вкратце: после заполнения инспекционных фотографий все, что нужно сделать водителю, это выбрать «Touchless Signature» в ответ на запрос о получении и подписи доставки. После выбора приложение отправляет текстовое сообщение со ссылкой для контакта или доставки, чтобы подписать и отправить свою подпись. Водители возвращаются в дорогу быстрее и безопаснее, в то время как накладная автоматически обновляется с подписью после завершения.
Есть ли разница между работой из дома и в офисе?
Разница есть. Но не такая большая, как я ожидала. Конечно, адаптация заняла некоторое время. Но мы сделали это. Мы всё ещё работаем вместе. Просто наши физические встречи были изменены на онлайн звонки. Мы даже организовали онлайн ланч и поели вместе в сети. Это было весело.
Но, кроме этого, нет интерактивности с другими членами команды. в этом можно почувствовать разницу. Кстати, были некоторые проблемы с Интернетом или электричеством в дни сильных дождей.
Жасур Муртозоев – разработчик программного обеспечения в MyTaxi
Расскажите читателю о своей компании, в чём заключается ваша деятельность?
MyTaxi, одна из популярных компаний, уже около 6 лет обслуживает своих клиентов, делая возможным заказ такси через удобное приложение, где вы можете заказать такси за пару кликов. Помимо этого, существует ряд различных услуг для клиентов, таких как доставка, прокат автомобилей и эвакуатор. Основным направлением деятельности компании является поддержка мобильного приложения для поездок на такси. У нас есть группа разработчиков программного обеспечения, которые постоянно работают над улучшением сервиса. Я 2 года работаю разработчиком программного обеспечения.
Как повлиял коронавирус на деятельность вашей компании?
Очевидно, что многие предприятия пострадали во время пандемии. Как и другие виды общественного транспорта, поездки на такси также были приостановлены. Мы потеряли огромное количество заказов после начала пандемии. В результате выручка компании резко упала. Во время пандемии сосредоточились только на доставке, помогая ресторанам доставлять еду на дом клиентов. Большинство водителей не хотели работать в такой ситуации, тогда как некоторые согласились работать и пройти специальный процесс дезинфекции. Таким образом, бизнес продолжал жить. Это были действительно тяжелые времена.
А если рассматривать с финансовой стороны?
Говорили, что во многих компаниях произошло сокращение рабочих мест, люди потеряли свои рабочие места, оставаясь без ежемесячного дохода. Это очень жаль, конечно. К счастью, никто в нашей компании не был уволен с работы, хотя финансовое состояние компании ухудшилось.
Создали ли вы какие-то бонусы для своих клиентов во время пандемии. И что насчёт бонусов для вас, сотрудников?
Мы сократили тарифную ставку для водителей, снизили цены на поездки в часы пик и сократили минимальную стоимость доставки, чтобы привлечь больше клиентов. Сотрудникам же было разрешено работать из дома. В качестве бонуса нам дали корпоративный баланс для использования на услуги такси.
Есть ли разница между работой из дома и в офисе?
Поскольку наши разработчики были знакомы с удалённой работой, работать вместе из дома было не так сложно. Однако ничто не может заменить работу в удобном высокотехнологичном офисе. В офисе у нас есть все удобства для продуктивной работы, а также кофе-машины, кухня, тренажеры и другое удобное оборудование. Иногда дома нам не хватало рабочей атмосферы, иногда было трудно сосредоточиться на работе. Самым большим препятствием было наладить эффективное управление временем. Но, к счастью, мы сумели справиться со всеми этими проблемами и привыкли работать дома. Нам пришлось изменить наш распорядок дня, чтобы добиться производительности.
Провели ли вы реорганизацию у себя в компании ввиду пандемии? Или структура осталась неизменной?
Монета имеет две стороны. Пандемия выявила слабые стороны нашей системы. Бизнес должен быть гибким, чтобы выжить, поэтому мы поставили перед собой множество задач, которые мы можем реализовать в будущем, можно сказать, что будем частично реформировать систему.
Мы можем отчётливо видеть, что каждая компания перенесла некоторые трудности, но несмотря ни на что, вновь встала на ноги. Отсюда можно сделать выводы, что благодаря общим усилиям и духу, все в мире возвращается на круги своя.