Излаш
RUUZ

«Если я не буду водить, уверена, что заболею» – как работают женщины-таксистки в Узбекистане

Обычно, вызывая такси, многие из нас заведомо знают, что за рулем будет мужчина. Однако в последние годы наблюдается заметный рост числа женщин-таксисток, меняющих традиционное представление о роли женщин в этой сфере. Рассказываем, почему они выбрали именно эту профессию и как борются со стереотипами.

3220views2replies
0

Абдулхак Тургунов / UzNews.uz

Решила сломать стереотипы и 23-летняя Наталья Самкова. С детства девушка интересовалась вождением авто, мечтала поскорее купить машину. После того, как ей исполнилось 20 лет, дедушка подарил ей новый Spark. 

– Я тогда уже планировала, что буду в свободное от работы время таксовать, – говорит Наталья. ­– Сейчас работаю утром и вечером по 4–5 часов в день.

По словам таксистки, клиенты уже не удивляются, видя женщину за рулем, и обычно довольны поездками. Девушка с удовольствием общается с клиентами. Она часто получает комплименты по поводу чистоты и приятного запаха внутри салона ее автомобиля. Женщинам нравится, что они получают услугу от водителя–женщины. Мы часто говорим с ними о красоте и моде, о жизни и интересах. По их словам, таксистка за рулем – психолог, а их беседа в пути – своеобразная терапия.
– Мне очень нравится моя работа, потому что каждый день я встречаюсь с разными людьми. Утром, садясь в машину, я не могу предугадать, каким будет мой день, – рассказывает Наталья.
Однако, как отмечает девушка, есть и обратная сторона этой профессии. Некоторые пассажиры во время поездки сомневаются в ее компетентности и ведут себя как личные инструкторы по вождению. 

– Бывало, люди спрашивали меня, почему я не могу найти работу, более подходящую для девушек, – рассказывает Наталья. – К сожалению, некоторые пассажиры отказывались со мной ехать, даже женщины. Помню, одна остановила меня, и как только поняла, что я девушка, просто сказала: «О нет, можете ехать дальше!» 

С подобными трудностями столкнулась и 35-летняя Садокат, которая начала работать таксисткой пять лет назад. Ее муж заболел и слег, а детей нужно было кормить и одевать. Благо, у женщины были водительские права, и она придумала, как заработать неплохие деньги.  
– Когда я сказала свекру, что буду подрабатывать таксисткой на нашей машине, он посмотрел на меня и громко рассмеялся. Тогда эта тенденция еще не была такой популярной, – отмечает Садокат. 
Супруг и остальные члены ее семьи отнеслись к этой идее с неодобрением и скептицизмом. Однако после многочисленных споров и ссор согласились. 
Абдулхак Тургунов / UzNews.uz
Абдулхак Тургунов / UzNews.uz
– Дела на удивление пошли хорошо. Я с утра до вечера брала по 20 заказов. Поначалу было трудно освоить навигацию, иногда даже путала право и лево, – смеется Садокат. – Сейчас я могу зарабатывать в день до 400 тысяч сумов. Разумеется, поездка на такси в Ташкенте довольно дешевая, но если работать в час пик в густонаселенных локациях, то за смену можно получить приличную сумму.
Садокат, как и многим женщинам в этой сфере, попадаются пассажиры с предвзятым мнением к их работе и профессионализму. Девушка перечислила самые часто задаваемые вопросы и комментарии со стороны клиентов: «А ночью водить не боитесь?», «Вы водитель такси? Это необычно для женщины», «Вам нужна помощь при парковке? Это может быть для вас непросто», «Я думаю, вы не так хорошо ориентируетесь в пробках», «А можете скорость прибавить?», «Ого, я удивлен, что вы так хорошо знаете город», «А ваши близкие одобряют вашу работу?»
Несмотря на то, что среди таксистов огромная конкуренция, Садокат разгадала «шифр» и теперь получает стабильный доход. 
– Это непросто, когда вы только начинаете. Здесь нужно быть дисциплинированными, как и в офисной работе. Тайм-менеджмент не менее важен, потому что прибыль напрямую зависит от количества часов, которые вы отработаете, – советует Садокат женщинам, желающим стать таксистками. 
Глубоко преданная своему любимому делу Елена Викторовна уверяет, что быть таксисткой – ее призвание. На «посту» женщина уже 31 год. 
– Мне было 18 лет, когда моя тетя водила «шестерку». Видя ее за рулем роскошных «Жигулей», я поняла, что очень сильно хочу водить машину. Когда мне исполнилось 19 лет, я побежала в автошколу, – вспоминает Елена. 
Абдулхак Тургунов / UzNews.uz
Абдулхак Тургунов / UzNews.uz
Первые три года таксистка ездила только по разным городам Ташкентской области, а также выезжала в страны СНГ. 
– Даже в областях в те времена работали женщины-таксистки. Помню трех, которые возили людей из Алмалыка в Ташкент на желтых машинах, – добавляет Елена Викторовна. 
К тому же она утверждает, что раньше женщины водили даже маршрутки и автомобили Damas. 
– Без стереотипов все же не обойтись! Один раз меня вызвала женщина. Утро. 8:30 – время масштабных пробок в Ташкенте. Она опаздывала на работу, а после того, как пробка рассеялась, потребовала ехать побыстрее. Когда я ответила, что не могу нарушить правила и превысить скорость, пассажирка язвительно воскликнула: «Ну вот, мужчины вокруг едут быстро – и ничего!» 
Абдулхак Тургунов / UzNews.uz
Абдулхак Тургунов / UzNews.uz
Елена подчеркивает, что случаев, когда клиенты ведут себя некультурно и бросаются нецензурными словами, довольно много. «Тем не менее мы не имеем права вступать с ними в спор – клиент всегда прав!» – говорит таксистка. 
Несмотря на это, есть много душевных и благородных людей. Особенно жители столицы ставят хорошие оценки и оставляют положительные комментарии. 

– Я думаю, больше проблем возникает с приезжими. Они плохо разбираются в приложениях, не знают, как настраивать карту или оставлять отзывы. Быть таксисткой – это мое любимое хобби. Уже не могу представить себя без машины. Если я не буду водить, уверена, что заболею, – признается, улыбаясь, Елена Викторовна. 

28-летняя Карина выходит таксовать один-два раза в день, совмещая вождение с другой основной профессией. Она успела заметить, что ей всегда попадаются адекватные и доброжелательные пассажиры. Многие восхищаются ею, отмечая, что женщина-таксистка – это непривычно и необычно. По мнению Карины, учитывая, что в последнее время участились случаи домогательств в общественном транспорте, такси с водителями-женщинами дает им шанс избежать этих проблем. В первую очередь обеспечивает безопасную, комфортную и надежную поездку для водителя и клиента.
Стоит отметить, что в Узбекистане планируется разрешить женщинам водить также и автобусы вместимостью более 14 человек, тем самым обеспечивая гендерное равенство в сфере транспорта.
3220views2replies
0

Изоҳлар