Поиск
RUUZ

Экономика

В Узбекистане кардинально упростят налоговую систему

На общественное обсуждение вынесен проект Концепции реформирования налоговой системы Узбекистана, предусматривающий кардинальное упрощение выплаты налогов.

10930views0replies
0

Документ состоит из следующих пунктов:
I. Ключевые приоритеты реформирования налоговой системы Республики Узбекистан
II. Основные направления реформирования системы налогообложения
III. Основные направления реформирования системы налогового администрирования
IV. Ожидаемые результаты от реформирования налоговой системы Республики Узбекистан
I. Ключевые приоритеты реформирования налоговой системы Республики Узбекистан
1. Переход на среднесрочное налоговое планирование и усиление гарантий стабильности налогового законодательства, повышение инвестиционной привлекательности республики.
2. Максимальное упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах, усиление защиты прав и интересов добросовестных налогоплательщиков.
3. Обеспечение прямого действия норм Налогового кодекса Республики Узбекистан с исключением отсылочных норм и отменой всех подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, а также установление норм, предусматривающих вступление в силу любых изменений в налоговом законодательстве только с очередного финансового года.
4. Снижение уровня налогового бремени на субъекты предпринимательства, устранение диспропорций в уровне налоговой нагрузки между крупным и малым бизнесом.
5. Коренное реформирование системы налогообложения субъектов малого бизнеса с целью устранения факторов, сдерживающих расширение их деятельности, приводящих к дроблению бизнеса и сокрытию реальной численности работников.
6. Усиление правовых гарантий и внедрение механизмов, обеспечивающих категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых и таможенных льгот, обеспечение благоприятной конкурентной среды.
7. Оптимизация количества налогов путем их унификации и объединения налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу, а также сокращение и упрощение налоговой отчетности, минимизация операционных расходов.
8. Создание и внедрение механизмов, стимулирующих добровольную уплату налогоплательщиками налогов и других обязательных платежей, тем самым сокращение теневого оборота, предотвращение фактов уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей.
9. Совершенствование форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет дальнейшего внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков, прежде всего, за счет усиления взаимодействия и обмена информацией между государственными органами, совершенствования технологий по обработке больших данных (технологий big data).
10. Принятие мер по повышению грамотности субъектов предпринимательства и граждан в вопросах налогообложения, проведение широкой разъяснительной работы и пропаганды законодательства.
II. Основные направления реформирования системы налогообложения
1. Отмена налога на прибыль юридических лиц (за исключением коммерческих банков и страховых организаций), с установлением порядка, согласно которому обложению налогом на дивиденды по ставке 25 процентов подлежит только выплачиваемая в виде дивидендов прибыль.
2. Снижение ставки НДС с 20 до 12 процентов, с распространением обязанности по его уплате на все категории налогоплательщиков, включая индивидуальных предпринимателей с оборотом свыше 1 млрд. сум, а также созданием полноценной системы зачета налога, конкретизацией налогооблагаемой базы, с освобождением от уплаты НДС оборотов по реализации сельскохозяйственной продукции и отдельных продовольственных товаров, произведенных в республике, в целях недопущения роста цен на них.
Инвентаризация и отмена неэффективных льгот по уплате НДС, в том числе при импорте товаров.
3. Отмена всех обязательных платежей, взимаемых в государственные целевые фонды с оборота (выручки) юридических лиц.
4. Объединение налога на доходы физических лиц, единого социального платежа и страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан в единый налог на доходы физических лиц с плоской шкалой налогообложения в размере 25 процентов.
5. Упразднение системы упрощенного порядка налогообложения, с оставлением как самостоятельных налогов единого земельного налога и фиксированного налога по отдельным видам предпринимательской деятельности, осуществляемым физическими лицами без образования юридического лица, с критическим пересмотром количества видов деятельности, разрешенных к осуществлению, и повышением числа работников, нанимаемых индивидуальными предпринимателями.
6. Введение системы, при которой субъектами малого бизнеса признаются юридические лица, имеющие годовой оборот не более 1 млрд. сум:
- не являющиеся плательщиками НДС;
- уплачивающие налог с оборота (выручки) в размере 5 процентов.
7. Введение порядка, при котором индивидуальные предприниматели с годовым оборотом, превышающим установленный пороговый размер выручки для признания субъектом малого бизнеса (1 млрд. сум), переводятся на общеустановленную систему налогообложения без изменения организационно-правовой формы.
8. Снижение налоговой нагрузки по налогу на имущество юридических лиц за счет поэтапного снижения ставки (в 2019 году до 2,5 процентов и до 2021 года до 1 процента) и исключения из объектов налогообложения производственных зданий и сооружений.
9. Расширение круга плательщиков земельного налога и налога на имущество юридических лиц, за счет отмены упрощенного порядка налогообложения, поэтапное внедрение в течение пятилетнего периода налога на недвижимость.
10. Совершенствование системы налогообложения водо- и недропользователей, унификация и упрощение расчета налогооблагаемой базы, отмена налога на сверхприбыль с переводом на уплату роялти по виду деятельности.
11. Поэтапная унификация видов и ставок акцизного налога на производимые в Республике Узбекистан и импортируемые подакцизные товары, а также сокращение видов акцизного налога.
12. Установление конкретных механизмов налогообложения объектов интеллектуальной собственности, приобретаемых по импорту в качестве товаров или услуг.
13. Совершенствование налогообложения доходов нерезидентов юридических лиц.
III. Основные направления реформирования системы налогового администрирования
1. Введение системы по взаимодействию органов государственной налоговой службы с налогоплательщиками и дальнейшему расширению предоставления услуг с широким применением информационно-коммуникационных технологий, с максимальным сокращением личного контакта, путем повышения эффективности использования персональных кабинетов.
2. Внедрение порядка обслуживания налогоплательщиков по системе клиенто-ориентированного сервиса для создания всесторонних удобств для получения необходимой информации в едином зале по обслуживанию налогоплательщиков.
3. Совершенствование организационной структуры органов государственной налоговой службы, внедрение открытых критериев оценки их деятельности, в том числе по качеству предоставляемых государственных услуг и осуществлению контрольных функций, повышение эффективности мер по подготовке и переподготовке кадров налоговых органов, улучшение их материального обеспечения.
4. Внедрение системы электронного администрирования НДС, в том числе программного комплекса по учету электронных счетов-фактур в органах государственной налоговой службы посредством использования персонального кабинета налогоплательщика с последующим анализом и контролем всей цепочки оборотов в целях повышения собираемости налога и выявления недобросовестных налогоплательщиков.
5. Внедрение риск-ориентированного подхода, инновационных методов камерального контроля, усиление взаимодействия с государственными органами и организациями по обмену информацией о возникновении налоговых обязательств физических и юридических лиц.
6. Внедрение контрольно-кассовых машин, обеспечивающих передачу информации о проведенных операциях в налоговые органы в режиме «онлайн», а также информационной маркировки и мониторинга движения отдельных видов товаров (продукции).
7. Установление механизмов контроля и совершенствование порядка налогообложения операций хозяйствующих субъектов, связанных с трансфертным ценообразованием.
8. Отмена неэффективных организационно-правовых форм субъектов предпринимательства, включая семейные и частные предприятия.
9. Пересмотр и сокращение расчетов по отдельным видам налогов и других обязательных платежей, имеющих схожую налогооблагаемую базу.
10. Совершенствование и упрощение механизмов возврата и зачета сумм излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей.
11. Пересмотр штрафных санкций и усиление всех видов ответственности за налоговые правонарушения, установление прозрачных механизмов начисления штрафов и пени.
12. Разработка и утверждение порядка исключительно целевого предоставления налоговых льгот, внедрение системы мониторинга и оценки эффективности их применения, закрепление норм об обязательном возврате в бюджет сумм неэффективно использованных льгот.
13. Коренное совершенствование внутреннего налогового аудита в органах государственной налоговой службы, внедрение систем внутреннего контроля по противодействию коррупции в соответствии с передовой зарубежной практикой.
14. Внедрение механизма досудебного урегулирования налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, создание независимого межведомственного экспертного совета при Министерстве финансов Республики Узбекистан по досудебному урегулированию налоговых споров, с включением в него представителей негосударственных некоммерческих организаций.
15. Расширение международного сотрудничества и присоединение к передовым международным инициативам, направленным на организацию обмена информацией по налоговым вопросам и борьбу с уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей.
16. Повышение уровня налоговой грамотности налогоплательщиков посредством усиления разъяснительной работы налоговыми органами, в том числе с применением информационных технологий (вебинары, онлайн-чаты).
IV. Ожидаемые результаты от реформирования налоговой системы Республики Узбекистан
1. Совершенствование налоговой политики и формирование принципиально новой налоговой системы Республики Узбекистан, направленной на:
- обеспечение ускоренного развития экономики, повышение стимулирующей роли налогов и их содействие в развитии отечественного производства, в том числе выпуска экспортоориентированной и импортозамещающей продукции;
- устранение неравномерной налоговой нагрузки между различными категориями субъектов предпринимательства и барьеров, препятствующих увеличению численности работников и повышению официальной занятости населения;
- формирование здоровой конкурентной среды и повышение эффективности использования предоставляемых государством мер поддержки, в том числе категорический отказ от практики предоставления индивидуальных налоговых льгот, а также реализация принципа справедливости налогообложения;
- формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности, стабильное развитие бизнеса, модернизацию и диверсификацию экономики страны;
- недопущение роста уровня налоговых изъятий, увеличение благосостояния граждан, улучшение финансового состояния субъектов предпринимательства;
- дальнейшее усиление мер по либерализации экономики, защите прав и законных интересов граждан, субъектов предпринимательства и инвесторов.
2. Улучшение налогового администрирования и повышение качества оказываемых государственных услуг в сфере налогообложения, в том числе:
- вывод на качественно новый уровень взаимоотношений между органами государственной налоговой службы и налогоплательщиками, формирование чувства восприятия налоговых органов как бизнес-партнеров и консультантов;
- внедрение передовых информационных технологий, направленных на обеспечение максимальной информатизации и автоматизации процессов налогового администрирования, а также снижение рисков коррупции за счет минимизации контактов сотрудников налоговых органов с налогоплательщиками;
- повышение собираемости налогов и других обязательных платежей, прежде всего, путем развития и расширения производства товаров (работ, услуг), наиболее полного охвата налогоплательщиков и учета объектов налогообложения;
- унификация и сокращение количества налогов и других обязательных платежей, упрощение порядка составления расчетов и ведения налоговой отчетности;
- раннее предупреждение и профилактика налоговых правонарушений, повышение эффективности камерального и других мер дистанционного контроля при минимальном вмешательстве в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, а также сокращение уровня теневой экономики.
10930views0replies
0

Комментарии