Поиск
RUUZ

Интервью

Интервью с основателем "Caravan Group" Тимуром Мусиным

Долгожданное интервью с уникальным, невероятно харизматичным и, безусловно, успешным бизнесменом, владельцем сети ресторанов Caravan Group, Тимуром Мусиным.

8889views0replies
0

Расскажите о Вашем детстве?
Я родился и вырос в Чиланзаре. Был нормальным пацаном: лазил по деревьям, окна разбивал, антенны ломал, самострелы делал. Нормальное ташкентское детство. Помню, когда удавалось отпроситься из дома вечером, мы залезали на деревья и смотрели индийские фильмы в летнем кинотеатре «Ракета». Это было для нас большим праздником.
Где Вы учились?
В школе я не был отличником. Я был нормальным пацаном из 90-х.  После окончания школы я поступил в МГУ в Москве, где, собственно говоря, и начал усердно учиться и тренироваться. Учеба за границей на меня очень сильно повлияла, и я считаю, если есть возможность отправить ребенка за рубеж, то этим нужно воспользоваться.
Почему именно Москва?
Так сказал отец. К слову, первый год я не поступил, и я пошел на подготовительный факультет, где выпускные экзамены являются автоматически вступительными в МГУ. Я поступил на вечернее отделение, но занятия я посещал и днем, и вечером. К концу первого курса я уже обладал хорошей базой, и последующие экзамены, сессии давались мне очень легко. Я закончил МГУ с отличием.
Как Вы считаете, получение высшего образования влияет как-то на становление личности?
Безусловно, да. Я не понимаю тех людей, которые сегодня работают строителями, завтра их что-то осенило они вдруг стали дизайнерами, а на жизнь зарабатывают частным извозом к примеру. Мне очень не нравится, когда люди занимаются чем-то непрофессионально. Проблемы в мире появляются из – за дилетантов. Например, сейчас я увлекаюсь дизайном, но все свои проекты я делаю вместе с профессионалом своего дела – Бобуром Исмаиловым (известный художник в Узбекистане прим. Ред.).
Чем мечтали заниматься в детстве. Кем хотели видеть Вас родители?
Я всегда хотел заниматься бизнесом. Еще был такой момент, когда хотел пойти в государственные органы. Но жизнь распорядилась иначе, но я ни о чем не жалею.
Когда Вы заработали свои первые деньги?
Большие или маленькие? (смеется)
Давайте начнем с маленьких.
А маленькие это сколько? (смеется).
Давайте так, свои первые 100 000 $ я заработал в 1998 году.
Будучи в Москве я продавал замороженные продукты. На тот момент мне было 23 года. Но также как я их заработал, также я их и потерял.  В России был кризис, и курс доллара с 6 рублей подскочил до 18. Таким образом, все деньги сгорели. А свои первые деньги я заработал в 11 лет: мы со школьным поваром перепродавали сахар.
Чем вы занимались до Caravan Group?
Когда я был в Москве, я параллельно строил свою типографию в Ташкенте. Моя мама была главой культурного центра «Зумрад» при ассоциации деловых женщин Узбекистана. На тот момент нам необходимо было построить Центр ремесел. Нам выдали грант, и на эти деньги мы строили типографию и цех по изготовлению керамических изделий.
Помните ли Вы вашего первого клиента?
Хороший вопрос. Конечно, помню.  У нас есть такие клиенты, которые с нами с самого открытия нашего первого ресторана.
Как Вы считаете, доля везения в бизнесе существует?
Да, безусловно. Вообще, я считаю себя везучим человеком. Но, мой совет, не нужно работать, делать бизнес с невезучими людьми. Есть хорошие ребята, но им в силу каких-то обстоятельств им не везет. С такими людьми лучше аккуратно дружить, но не работать. У нас был такой момент, когда мы взяли на работу таких людей. И ничего путного, я вам скажу, у нас не вышло.
Мы делаем бизнес, а не занимаемся благотворительностью.
Не нужно строить счастье с несчастными людьми, если конечно Вы не строите церковь. Бизнес строится на везении, на удаче, на фарте. Это одна из основополагающих черт бизнеса.
Хороший персонал – это лицо любого ресторана. Как вы подходите к его подбору?
Я занимаюсь подбором управленцев среднего звена. Однако, мне все-таки хочется, чтобы этим занимался более профессиональный человек в этой сфере.
Первое, на что я обращаю внимание, это счастливый человек или нет. Если глаза не блестят, то это 50%, что человек не хочет работать. Безусловно, человек должен быть ответственный, аккуратный, желательно образованный.
Ведь образование – это, как мышцы человека. Это сила, это дух человека.  Хотя, в моей практике были такие люди, которые не получили хорошего образования, но являются отличными сотрудниками. Но я считаю, если бы эти люди получили бы образование, они стали бы на порядок лучше, чем есть сейчас.
Также, любой предприниматель должен выстроить единую систему управления, либо если не может сам, заплатить тому, кто сможет это построить. Многие предприниматели совершают такую ошибку: при подборе кадров гонятся за дешевизной, и тем самым рушат систему, которую сами и создают.
А система, о которой Вы говорите, уже есть в сетях ресторанов Caravan Group?
Да, но она все еще находится на стадии доработки и совершенствования. Её еще строить и строить…
Какой у Вас стиль руководства?
Я стараюсь быть либеральным, но при этом я авторитарный. То есть каждый работник может высказать своё мнение, видение — у нас это очень приветствуется, однако конечные решения принимаю я, взвесив все за и против.
Как Вы привлекаете высококвалифицированный персонал?
Никак. Мы уже одна семья.
В чем секрет Тимура Мусина?
Работать. Работать. И еще тысячу раз работать! С головой причем. Я еще не достиг так называемого успеха. Я не считаю, что все чего я добился сейчас – это успех. Поэтому говорить о каком- то личном секрете успеха пока рано.
Какие качества на Ваш взгляд делают человека успешным предпринимателем?
Прежде всего, человек должен быть грамотным, сильным, смелым, чтобы уметь принимать решения, и уметь отвечать за них, а также работоспособным и дипломатичным.
Какую оценку Вы можете дать ресторанному бизнесу в Узбекистане?
На сегодняшний день, ресторанный бизнес Узбекистана находится на очень высоком уровне. На ресторанный, да и на любой бизнес я смотрю с социологической точки зрения, и я не понимаю, когда рестораны Ташкента сравнивают с Москвой или с Парижем. У каждого города есть свои сравнительные преимущества. И потом, в любом случае уровень дохода человека, проживающего в Москве, Париже или Ташкенте довольно-таки разнится, вследствие чего и выстраивается разная ценовая политика. В Узбекистане вы спокойно можете поужинать в хорошем ресторане за 10 $, в то время как в той же самой Москве или Париже это нереально. Кроме этого, в Ташкенте очень много ресторанов с действительно вкусной кухней. Только я знаю штук 40.
Назовите тройку любимых ресторанов?
Смотря, что я и моя компания хотим поесть. Например, только чтобы покушать собаку я знаю несколько хороших мест, и они не будут отвечать последнему слову ресторанной моды. Это будут такие обычные местечки, вроде «У тети Нэли», «У Наташи» и так далее. Я очень приветствую аутентичные места и стараюсь, чтобы мои рестораны также создавали определенную атмосферу. Если вы заметили, ни один мой ресторан не является модным. Все эти «изыски», «гламур» — это история не про меня.  Мы за традиции и культурное наследие.
Какие минусы есть в ресторанном бизнесе Узбекистана?
Для развития гастрономии в Узбекистане нужны деньги у общей массы. Тогда будет расти конкуренция, тогда люди будут работать над маркетингом, над обслуживанием и менеджментом. Я считаю это главным минусом. Однако, надеюсь, что в скором времени ситуация изменится.
С какими трудностями сталкивается предприниматель в Узбекистане?
С глупостью и непониманием определенного класса людей.
На своей страничке в Facebook Вы опубликовали, что собираетесь построить Аквапарк. Это правда?
Да.  На территории Чинарас мы планируем построить аквапарк, где будут катерочки, бунгало, отель и многое другое.
У каждого человека бывают моменты отчаяния. Как вы с ними боретесь?
Такие моменты я чаще всего провожу в кругу близких друзей. Мы готовим плов, пьем хороший алкоголь и делимся новостями.
Есть ли у Вас кумир?
Есть. К сожалению, по мере того, как узнаешь больше информации о том или ином человеке, которым восхищаешься, они перестают что-либо значить для тебя. Но кумиры все же есть. Они среди нас. В каждом моем друге есть такая черта характера, которую я хотел бы перенять.  Кроме того, мне очень интересен такой человек, как Ицхак Адизес (американский и македонский писатель, один из экспертов в области повышения эффективности ведения бизнеса прим. Ред.). Он занимается проблемами менеджмента, а этих знаний мне пока не хватает. Также, нравится Давид Ян (российский предприниматель, основатель и председатель совета директоров компании ABBYY прим. Ред.).
Что Вас вдохновляет и мотивирует?
Результаты. Когда вы видите результаты, плоды своего труда, да даже простые аплодисменты. Знаете, как говорят: «Для любого человека, кто находится в шоу-бизнесе, важны, аплодисменты». Также и для меня, очень важны аплодисменты. Простое спасибо гораздо важнее, чем материальная составляющая.
При таком плотном графике успеваете ли Вы насладиться жизнью?
Я не делаю того, что мне не нравится. Даже очень большие деньги мотивируют только на короткий промежуток времени. Я не могу даже за очень большие деньги делать то, что мне не нравится.
Читаете ли Вы бизнес — литературу? Как вы считаете, помогает ли она на практике?
В силу плотного графика читать удается мало. Однако, очень люблю читать Ицхак Адизеса. На сегодняшний день этот человек – гуру менеджмента. Также хочу отметить, чтобы читать бизнес-литературу и чтобы она работала на Вас необходимо иметь определенную базу.
Какой у Вас девиз по жизни?
Делаешь – не боишься, боишься – не делай, не сделаешь — погибнешь.
Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети повторили Ваш путь?
Нет. Но я бы очень хотел, чтобы мои дети были бОльшими профессионалами своего дела, чем я.
Как Вам удается совмещать семью и работу?
Плохо удаётся если честно. Не очень хотелось бы, чтобы дети росли, слыша разговоры о деньгах, сделках и так далее. Мне бы хотелось, чтобы дома говорили о высоком: о науке, об искусстве, о культуре.
Даёте ли Вы людям третий шанс?
Не даю третий однозначно. Второй – в зависимости от первого. Я считаю, что давать третий шанс – это себя унижать. И себе, кстати, я не позволяю третьего шанса.
Какие советы можете дать начинающим предпринимателям Узбекистана?
Вы знаете, существует довольно тонкая грань между ресторатором и предпринимателем. В первую очередь и тем, и другим необходимо уметь хорошо и внимательно считать, достигать определенных результатов, ну и, конечно,  же, уметь зарабатывать.  Лучший стимул для бизнеса – это поток доходов.
Тимур Мусин
Род занятий: Предприниматель, ресторатор
Возраст: 41 год
Гороскоп: Близнецы
Любимая фраза: «Делаешь – не боишься, боишься – не делай, не сделаешь — погибнешь.».
Семейное положение: Не женат, имеет одного сына
8889views0replies
0

Комментарии