Поиск
RUUZ

Технологии

Цифровой Узбекистан: готова ли страна к э–коммерции?

Ежедневно в Узбекистане совершаются сотни, а то и тысячи электронных сделок.

6928views6replies
0

UzNews.uz

Мы активно используем приложения для оплаты, заказываем одежду и еду с Интернета, но готов ли Узбекистан и его жители активно использовать электронную коммерцию уже сегодня?
Развитие электронной коммерции в Узбекистане можно условно разделить на два периода: до 2015 года и после. До 2015 года в нашей стране велась активная работа по подготовке и разработке нормативно–правовой базы.
В 2015 году была принята Концепция развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на 2015–2018 годы, которая определила основные направления развития электронной коммерции на среднесрочную перспективу, пути и формы расширения конкурентной среды, роста современной инфраструктуры и создания дополнительных рабочих мест, а также дальнейшего совершенствования законодательства об электронной коммерции.
Однако, на сегодняшний день имеет место говорить о том, что мероприятия, отраженные в концепции реализованы не в полном порядке. Например, в нормативно–правовой базе не принят ряд постановлений, направленных на развитие электронной коммерции. В частности, не утвержден порядок размещения рекламы, массовых рассылок электронных документов или электронных сообщений в электронной коммерции.
В то же время, 14 мая 2018 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал постановление «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции». В данном документе отражен ряд мер, направленных на совершенствование электронной коммерции в Узбекистане.
В целом, можно отметить, что Узбекистан двигается в данном направлении, но весьма медленно и затянуто, что недопустимо в данной быстроразвивающейся отрасли.
С целью выявления основных проблем развития электронной коммерции в Узбекистане был проведен социальных опрос среди читателей новостного агентства «UzNews.uz». Следует отметить, что в данном опросе за 2 дня приняли участие более 400 респондентов, что говорит о неравнодушии населения Узбекистана к данной отрасли. По итогам социального опроса автором были получены следующие результаты:
Средний возраст респондентов составил от 22 до 25 лет, а сфера деятельность большинства опрошенных – представители частного бизнеса либо учащиеся/студенты.
Исходя из проведенного опроса было также выявлено, что большинство опрошенных – жители Ташкента, что говорит о низком проникновении сети Интернет в регионы, тем самым ограничивая спектр проникновения и развития электронной коммерции.
В случае игнорирования данной ситуации в будущем государство может столкнуться с неравномерным и низким развитием данной отрасли. Чуть более 40 % респондентов совершают электронные сделки время от времени, а 14 % – совсем не пользуются услугами посредством сети Интернет.
Следует отметить, что на сегодняшний день пользователи активно используют боты в Telegram для заказа пищевой продукции. Также потребители Узбекистана активно оплачивают услуги телефонии или сети Интернет посредством мобильных приложений. Это говорит о том, что население Узбекистана доверяет к совершению электронных сделок, однако до сегодняшнего дня пользователи не готовы увеличить средний чек покупки, ограничиваясь совершением небольших сделок, не требующих больших затрат. Средний чек пользователя электронных сделок в Узбекистане составляет от 50 до 200 тыс. сум.
Наряду с мировыми пользователями узбекский потребитель при совершении электронных сделок использует мобильный телефон, так как он более удобен и располагает рядом удобных приложений. Таким образом, имеет место говорить о развитии мобильной коммерции и использовать метод производства телефонов с доступом в Интернет, стоимостью до 800 000 сумов.
Касательно выбора продукции, то большинство респондентов предпочло приобретать по Интернету одежду, а также бытовую технику и электронику. Менее популярными товарами, приобретаемые посредством сети Интернет стали автомобили и предметы недвижимости. Это объясняется тем, что на данный момент пользователь не готов отдавать крупные суммы в режиме «онлайн».
Кроме этого, пользователи активно используют такие платежные системы, как UzCard, VISA, MasterCard. Наименее популярными системами являются Union Pay, WebMoney и криптовалюты. Что касается проблем, связанных с приобретением продукта онлайн, то практически все респонденты отметили трудности во время оплаты, низкое качество товара/услуги, долгая доставка, а также высокая стоимость.
Таким образом, исходя из данных, полученных в результате социального опроса можно выявить ряд недостатков и проблем, которые тормозят развитие электронной коммерции в Узбекистане:
1. Недоверие населения к совершению электронных сделок.
2. Высокая стоимость доставки.
3. Низкое качество товаров/услуги.
4. Мошенничество.
5. Низкий уровень компьютерной грамотности.
Проведенный социальный опрос показал, что население Узбекистана готово к совершению электронных сделок, однако во время их реализации пользователь сталкивается с рядом проблем, которые отталкивают среднего потребителя и значительно тормозят развитие электронной коммерции в Узбекистане.
Бакиева Сабина
6928views6replies
0

Комментарии